Запрет МВД на управление автомобилем по доверенности, не зарегистрированной в дорожной полиции в течение 10 дней, неправомерен

К такому выводу мы пришли после того, как досконально изучили ряд нормативных правовых актов. Во-первых, согласно Гражданскому кодексу, доверенность должна быть необязательно нотариальной, годится и от руки написанная. Во-вторых, этот же документ не обязывает регистрировать доверенность на управление ТС где бы то ни было, тем более не запрещает эксплуатацию имущества без регистрации.

На плечи водителей обязанность «отмечаться» с доверенностью в дорожной полиции возложило МВД своим внутренним приказом, хотя в ПДД об этом ничего не сказано. Полагаем, что если каждое ведомство своими приказами будет придумывать для народа новые повинности, эдак и до крепостного права недалеко. Если МВД есть что сказать о наших юридически обоснованных выводах – милости просим.

Этот шкурный вопрос давно волнует не только казахстанских водителей, но и юристов, которые еще в 2006 году обсуждали на форумах законность ограничения прав граждан на основе внутриведомственного приказа МВД от 2005 года. Третий год водительская братия возмущенно посещает пункты регистрации доверенностей, тратя на это не только деньги, но и время. Мы не ставим под сомнение правомерность самого приказа министра внутренних дел № 504 от 23 августа 2005 года «Об утверждении правил регистрации и учета лиц, пользующихся ТС на основании доверенности». Сомнительна правомерность второго и шестого пунктов этого приказа. Вообще, с водительскими доверенностями
в стране царит полный хаос.
Начнем по порядку. Статьей 4 закона РК «О нормативно-правовых актах» (НПА) определена иерархия НПА, где кодексы занимают вторую нисходящую по силе позицию, а нормативные правовые приказы министров – только седьмую.

В пункте 2 статьи 167 Гражданского кодекса говорится об обязательном нотариальном заверении доверенностей на управление имуществом и совершение сделок, требующих нотариального удостоверения. Автомобиль – тоже имущество. Стало быть, чтобы им управлять, нужна нотариально удостоверенная доверенность.

Однако, как говорит юрист Сергей Уткин, в данном контексте не подразумевается, что управлять – это значит крутить баранку и нажимать на педали.
– В 1994 году, когда принимался Гражданский кодекс, еще отсутствовало такое понятие, как «доверительное управление имуществом», поэтому под «управлением» понимали именно то, что мы сегодня знаем как «доверительное управление», – говорит юрист. – В общем, когда один гражданин дает поездить на машине другому гражданину, то между ними (юридически) как бы заключается либо договор аренды автомобиля (если предусмотрена оплата), либо договор безвозмездного пользования имуществом. Но никак не договор доверительного управления имуществом – в том смысле, который предусмотрен Гражданским кодексом. Поэтому доверенность на управление автомобилем совсем не означает передачи этого автомобиля в доверительное управление, следовательно, ее обязательное нотариальное удостоверение не требуется.
Такие же разъяснения Союзу водителей Казахстана давала Генеральная прокуратура, когда объединение стало оказывать водителям услуги по заполнению доверенностей в простой письменной форме, а не в нотариальной, как это традиционно делается в Казахстане.

– По Гражданскому кодексу эта сделка допустима, чем мы занимались и занимаемся. Следовательно, органы дорожной полиции, которые регистрируют и ведут учет лиц, управляющих ТС по доверенности, должны регистрировать и такую форму доверенностей, – говорит советник председателя Союза Геннадий Баклайкин. – Но в Алматы и Астане такие доверенности не регистрируются. Мотив один: это не нотариальный документ.

Вывод первый из нашей «саги о доверенностях»: в таком случае дорожная полиция, следуя Гражданскому кодексу, должна регистрировать не только оформленные нотариально доверенности, но и доверенности, написанные от руки.

Второй момент, который возникает в этой связи: обязаны ли водители в течение 10 дней регистрировать доверенности в дорожной полиции и правомочно ли штрафовать тех, кто в этот срок не уложился? А вот здесь вырисовывается интереснейшая картина.
Согласно пункту 18 статьи 10 закона РК «Об органах внутренних дел», эти самые органы обязаны «…производить регистрацию и учет лиц, пользующихся ими (транспортными средствами. – Авт.), в том числе по доверенности…» Каким образом они это должны делать, в законе не описывается, обязаны – и все. В этом нормативном правовом акте органам внутренних дел не дано право ограничивать водителей в передвижении. Но в 2005 году родился приказ министра внутренних дел, где в пункте 2 сказано, что «эксплуатация транспортных средств поверенными лицами, не зарегистрированными в установленном порядке, не допускается», а в пункте 6 обозначен срок регистрации – 10 дней.

При этом в принятых постановлением правительства правилах дорожного движения, которым обязаны подчиняться водители, ничего не сказано о том, что ездить без зарегистрированной доверенности нельзя. Законом РК «О безопасности дорожного движения» предусмотрен ряд оснований, по которым прекращается право на управление ТС, где о доверенностях также не сказано ни слова.

Наличие у водителя доверенности на право управления автомобилем свидетельствует о том, что сделка произошла, то есть подвергать сомнению право доверенного лица управлять машиной не приходится. Так на каком основании дорожная полиция привлекает водителей к административной ответственности по части 2 статьи 470 КоАП (передача управления ТС лицу, не имеющему права управления)? Другой статьи, по которой водитель может нести наказание за незарегистрированную доверенность или ее отсутствие, в природе не существует.

Получается, что де-юре у водителей даже при незарегистированной доверенности есть право продолжать водить «чужую» машину, а де-факто – его нет. Ибо на то есть ведомственный приказ МВД. Правоохранительная структура придумала весьма оригинальный механизм исполнения своей обязанности: заставила всех водителей самих вставать на учет и регистрировать право на управление ТС. Тем самым госорган создал для водителей очередную обязанность, которая, по идее, должна устанавливаться законом, а не подведомственным актом. Сергей Уткин считает, что МВД могло пойти по другому пути: согласовать вопрос передачи сведений о доверенных лицах с нотариусами, оформляющими доверенности, тем самым избавив автолюбителей от мук и лишних трат. Но, как говорится, в нашей стране чиновники легких путей для народа не ищут. Причина, особенно в ситуации с доверенностями, очевидна: огромные деньги, которые приносит регистрация доверенностей. Но об этом чуть позже.

Комментарии и консультации юристов по закондательству РФ

Если у вас возникли вопросы законодательству РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.

Задать вопрос юристам сайта