Статья 230. Оспаривание решений третейских судов

1. Правила, установленные в настоящем параграфе, применяются при рассмотрении арбитражным судом заявлений об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации (третейские суды).

2. Оспаривание в арбитражном суде решений третейских судов по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть осуществлено лицами, участвующими в третейском разбирательстве, путем подачи заявления в арбитражный суд об отмене решения третейского суда в соответствии со статьей 233 настоящего Кодекса.

3. Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

5. В предусмотренных международным договором Российской Федерации случаях в соответствии с настоящим параграфом может быть оспорено иностранное арбитражное решение, при принятии которого применены нормы законодательства Российской Федерации, путем подачи заявления об отмене такого решения в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника - стороны третейского разбирательства.

Комментарий к статье 230 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья определяет общие принципы производства по делам об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации. По общему правилу решение третейского суда может быть оспорено путем подачи заявления о его отмене в компетентный государственный суд в течение трех месяцев со дня получения такого решения стороной, подавшей заявление (ст. 40 Закона о третейских судах). Вместе с тем стороны могут исключить возможность проверки такого решения арбитражным судом, включив соответствующее условие в третейское соглашение либо сделав отсылку к правилам процессуального регламента постоянно действующего третейского суда (типового регламента для рассмотрения дела в третейском суде, созданном для разрешения конкретного спора, - ad hoc), в котором содержится норма об окончательности итогового юрисдикционного акта. В этом случае решение не может быть оспорено путем обращения с заявлением об отмене такого решения в государственный суд <1>.

--------------------------------

<1> Определение ВАС РФ от 29 декабря 2009 г. N ВАС-15525/09 по делу N А40-5722/09-39-68, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 мая 2011 г. по делу N А43-26843/2010.

Трехмесячный срок, установленный законом для подачи заявления об отмене решения третейского суда, распространяется только на стороны третейского разбирательства. В отношении иных лиц он не применяется. Судами было указано, что процессуальный срок для оспаривания третейского решения лицом, в отношении прав и обязанностей которого оно было принято, не может исчисляться с момента получения третейского решения одной из сторон третейского разбирательства <1>.

--------------------------------

<1> Определение ВАС РФ от 17 мая 2010 г. N ВАС-5417/10 по делу N А40-93326/09-8-758.

2. При рассмотрении дела по заявлению об оспаривании решения третейского суда арбитражный суд не наделен правом его пересмотра по существу <1>, он лишь устанавливает факты, с наличием которых законодательство связывает наступление правовых последствий в форме отказа в государственном признании результатов юрисдикционной деятельности, реализованной третейским судом (ст. 233 АПК РФ). Таким образом, оспаривание решений третейских судов по своему характеру является не пересмотром, а проявлением контрольной функции государственных арбитражных судов, осуществляемой строго в определенном законом порядке и объемах.

--------------------------------

<1> См., например: п. 12 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов // Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96 // Вестник ВАС РФ. 2006. N 3.

Объектом оспаривания могут стать:

- решение по существу спора, вынесенное третейским судом или международным коммерческим арбитражем на территории Российской Федерации;

- постановление третейского суда (международного коммерческого арбитража) об утверждении мирового соглашения, вынесенное в форме решения (арбитражное решение на согласованных условиях, предусмотренное ст. 30 Закона о международном коммерческом арбитраже);

- иностранное арбитражное решение, при принятии которого применены нормы российского законодательства (в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации);

- постановления международного коммерческого арбитража предварительного характера о наличии у него компетенции, о пропуске срока на заявление возражений по поводу компетенции суда на рассмотрение спора (см. комментарий к ст. 235 АПК РФ).

С учетом того что оспариванию подлежат решения третейских судов, т.е. судебные акты, вынесенные по существу третейского разбирательства <1>, не могут быть оспорены в арбитражном суде в порядке, предусмотренном § 1 гл. 30 АПК РФ, постановления третейских судов, вынесенные в форме определений, а также постановления о прекращении третейского разбирательства без вынесения решения по существу спора. Вместе с тем в практике судов подобные случаи встречаются. Так, например, Арбитражным судом Астраханской области в порядке, установленном гл. 30 АПК РФ, отменено определение третейского суда о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения постоянно действующего третейского суда. ФАС Поволжского округа не нашел оснований для отмены соответствующего определения Арбитражного суда Астраханской области <2>. Заметим, что российское законодательство не предусматривает возможность пересмотра решений третейских судов по вновь открывшимся обстоятельствам.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2009 г. N Ф04-1007/2009(918-А70-43) по делу N А70-4558/2008.

<2> Постановление ФАС Поволжского округа от 18 января 2011 г. по делу N А06-4813/2010.

Не допускается оспаривание решения третейского суда в тех случаях, когда ранее арбитражным судом был выдан исполнительный лист на его принудительное исполнение (как было указано судами, при условии, что не имеется экстраординарных оснований и такое решение не нарушает основополагающих принципов российского права (публичного порядка Российской Федерации) <1>).

--------------------------------

<1> Постановления Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2010 г. N 15565/09 по делу N А57-3373/09-42; ФАС Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2010 г. по делу N А45-14079/2010.

3. Правом на оспаривание решений третейских судов обладают:

- лица, участвовавшие в третейском разбирательстве (стороны и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, привлеченные к участию в деле и присоединившиеся к арбитражному соглашению);

- лица, не участвовавшие в третейском разбирательстве, в том случае если таким решением нарушаются их права и законные интересы <1>. Так, например, органы местного самоуправления <2>, являющиеся заинтересованными по спорам о признании права собственности на самовольную постройку, могут обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов с заявлением об отмене решения третейского суда.

--------------------------------

<1> Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 17 июля 2006 г. по делу N А43-5994/2006-27-122; ФАС Московского округа от 29 апреля 2004 г. N КГ-А40/2877-04; ФАС Северо-Кавказского округа от 11 января 2006 г. N Ф08-6345/2005 и др.

<2> Постановление ФАС Уральского округа от 21 февраля 2007 г. N Ф09-910/07-С5 по делу N А60-30927/06.

4. При характеристике подведомственности рассматриваемой категории дел необходимо иметь в виду, что арбитражные суды вправе рассматривать заявления об отмене решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, вынесенных по экономическим спорам и иным делам, связанным с осуществлением экономической деятельности, и в тех случаях, когда такие решения приняты о правах и обязанностях физических лиц <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96.

5. Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается арбитражным судом субъекта РФ, на территории которого принято решение третейского суда. В том случае, если в решении не указано место его принятия, то тогда им считается место третейского разбирательства (проведения слушания дела). Если заявление об отмене решения и заявление о выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение поданы в один арбитражный суд, то последний может вынести определение об объединении дел по указанным заявлениям <1>.

--------------------------------

<1> Там же. П. 13.

Законодателем установлен срок, в течение которого допускается подача заявления (ходатайства) об отмене решения третейского суда (международного коммерческого арбитража) - три месяца с момента получения стороной арбитражного решения (ст. 40 Закона о третейских судах; ст. 34 Закона о международном коммерческом арбитраже). Данный срок не является пресекательным и может быть восстановлен по правилам ст. 117 АПК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Определение ВАС РФ от 20 сентября 2010 г. N ВАС-12029/10 по делу N А56-79407/2009. О практике восстановления срока см.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 января 2005 г. N А42-7336/04-4.

6. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ размер государственной пошлины по делам об отмене решений третейских судов составляет 2 тыс. рублей. Арбитражные суды, исходя из имущественного положения заявителя, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

7. В качестве международного договора Российской Федерации, допускающего отмену иностранных арбитражных решений в арбитражном суде Российской Федерации, судами иногда рассматриваются Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женева, 21 апреля 1961 г.) и Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 1958 г.) <1>. Однако, как указал в 2004 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, ссылка на положения Конвенции ООН "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений" является ошибочной, поскольку данная Конвенция не регулирует вопросы отмены иностранных арбитражных решений, но содержит критерии отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, которые могут использоваться заинтересованным лицом для защиты своих интересов против соответствующих требований <2>.

--------------------------------

<1> Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2007 г. по делу N А05-4274/2007, от 25 июля 2007 г. по делу N А05-4274/2007.

<2> Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2004 г. N 15359/03 по делу N А08-7941/02-18.

Федеральным арбитражным судом Московского округа было отмечено, что ст. IX Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. предусматривает возможность и основания отмены решения международного коммерческого арбитража и указывает, что такая отмена может быть произведена судом государства, по закону которого вынесено решение. Следовательно, данная норма международного договора предусматривает подведомственность этой категории споров судам Российской Федерации, при условии, что при вынесении иностранного арбитражного решения применяется законодательство РФ <1>. При этом для рассмотрения в арбитражном суде Российской Федерации заявления об оспаривании иностранного арбитражного решения необходимо наличие (причем одновременно) двух условий: 1) оспариваемое решение должно быть вынесено страной - участницей Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже; 2) при принятии оспариваемого иностранного решения должны быть применены нормы законодательства РФ <2>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Центрального округа от 2 сентября 2003 г. N А08-7941/02-18.

<2> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2007 г. по делу N А05-4274/2007.

Практика применения п. 5 комментируемой статьи сложилась следующим образом. Решение иностранного арбитражного суда, при принятии которого были применены нормы законодательства РФ, может быть оспорено в арбитражный суд субъекта РФ с соблюдением правил подсудности в случаях, предусмотренных Европейской Конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961 г. (ч. 1 ст. IX). Круг участников Конвенции определяет перечень государств, на территории которых могут быть вынесены рассматриваемые решения. Арбитражный суд не вправе отменить решение международного коммерческого арбитража, если установит, что оно вынесено в государстве, не участвующем в Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. <1>. В этом случае производство по делу по заявлению об оспаривании решения иностранного арбитражного суда подлежит прекращению <2>.

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 96. П. 10.

<2> Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 2004 г. N 15359/03.

Комментарии и консультации юристов по ст. 230 АПК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 230 АПК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта