Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением

1. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

3. Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Комментарий к статье 4 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемой статьей установлено право на обращение в суд с административным исковым заявлением.

Понятие административного искового заявления в законодательстве установлено впервые. Понятие, форма и содержание административного искового заявления раскрываются в ст. ст. 124, 125 Кодекса.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Также гарантируется право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

По смыслу комментируемой статьи принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым. Отметим, что аналогичные положения содержатся и в ст. 3 ГПК РФ.

В соответствии с положениями Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" <1> с 15.09.2015 право на обращение в суд в рамках гражданского судопроизводства (ст. 3 ГПК РФ) не будет включать право требовать присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

--------------------------------

<1> Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (09.03.2015).

В тех случаях, когда для определенной категории административных дел обязательность соблюдения досудебного порядка урегулирования административного или иного публичного спора установлена федеральным законом, обращение в суд возможно лишь после соблюдения такого порядка.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае несоблюдения административным истцом установленного федеральным законом обязательного досудебного порядка урегулирования данной категории административных споров (п. 1 ч. 1 ст. 129 Кодекса).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 196 Кодекса несоблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования административного спора, установленного федеральным законом для данной категории административных дел, является основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения.

Отметим, что ввиду особенностей дел, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, установленного настоящим Кодексом, в комментируемую статью, в отличие от ст. 3 ГПК РФ, не были включены положения о возможности передачи спора на рассмотрение третейского суда.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 3 ГПК РФ по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

По вопросу третейского способа разрешения гражданского спора Пленумом Верховного Суда РФ в п. 16 Постановления от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъяснено, что в тех случаях, когда спор может быть передан на рассмотрение третейского суда, судья обязан разъяснить сторонам право заключения соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда, а также сущность третейского способа разрешения спора, порядок исполнения решения третейского суда.

Судья обязан также разъяснить, что исковое заявление в данном случае в соответствии с ч. 4 ст. 152 ГПК РФ будет оставлено без рассмотрения, а после вынесения решения третейским судом обращение в суд с заявлением по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается (п. 3 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ).

Об оставлении искового заявления без рассмотрения в связи с заключением сторонами соглашения об обращении за разрешением спора в третейский суд судья после проведения предварительного судебного заседания выносит определение (ч. 5 ст. 152 ГПК РФ). При этом составляется протокол о проведении судебного заседания (ч. 7 ст. 152 ГПК РФ) и к делу приобщаются соответствующие письменные документы, подтверждающие совершение всех необходимых процессуальных действий <1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2008. N 9.

Комментируемой статьей право на обращение в суд с административным исковым заявлением предоставлено также иностранным лицам, под которыми понимаются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации.

Иностранные лица наделены правом на обращение в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой.

Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций. На данный момент подобных ограничений не установлено.

Комментарии и консультации юристов по ст. 4 КАС РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 4 КАС РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта