Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность

1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

2. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:

1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;

2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;

3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.

3. Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.

4. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.

5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

6. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

7. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

8. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.

9. Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

Комментарий к статье 5 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемой статьей устанавливается понятие и содержание административной процессуальной правоспособности, административной процессуальной дееспособности граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных организаций.

Административная процессуальная правосубъектность включает в себя административную процессуальную правоспособность и административную процессуальную дееспособность.

Под административной процессуальной правоспособностью понимается способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве.

Административная процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми лицами, обладающими согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

Согласно положениям комментируемой статьи такими лицами могут быть граждане, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица, общественные объединения, религиозные и иные организации, в том числе некоммерческие, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

Под административной процессуальной дееспособностью понимается способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве.

Согласно положениям комментируемой статьи административная процессуальная дееспособность принадлежит:

- гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;

- несовершеннолетним гражданам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;

- органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

- общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.

Законные представители защищают в судебном процессе права, свободы и законные интересы:

- граждан, не достигших возраста восемнадцати лет, ограниченных в дееспособности, которые не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений. В случае необходимости суд может привлечь их к участию в рассмотрении административного дела;

- граждан, признанных недееспособными.

Часть 5 комментируемой статьи содержит правила определения административной процессуальной правоспособности и административной процессуальной дееспособности иностранных граждан, лиц без гражданства.

Административная правосубъектность указанных лиц определяется их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

Личным законом иностранного гражданина считается:

- право страны, гражданство которой гражданин имеет;

- российское право, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства;

- право страны, в которой гражданин имеет место жительства, при наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств;

- российское право, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации.

Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

Часть 6 комментируемой статьи содержит правила определения административной процессуальной правоспособности и административной процессуальной дееспособности иностранных организаций.

Административная процессуальная правосубъектность иностранных организаций определяется:

правом страны, в которой соответствующая организация учреждена;

международным договором этой страны с Российской Федерацией;

законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.

Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

Комментарии и консультации юристов по ст. 5 КАС РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 5 КАС РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта