Статья 54. Ведение административных дел в суде через представителей

1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители - родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

3. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители - родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.

4. В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

5. Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

6. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

7. От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.

8. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

9. По требованиям, предъявленным к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 54 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемой статьей определен порядок ведения административных дел в суде через представителей.

По общему правилу граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей, если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе. При этом личное участие не исключает возможность иметь по делу представителя.

Обязательное участие представителя в административном процессе предусмотрено ч. 9 ст. 208 Кодекса, согласно которой при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в областном и равном ему суде, в Верховном Суде РФ граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 55 настоящего Кодекса.

При подаче административного искового заявления необходимо приложить к нему документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя (ч. 1 ст. 126 Кодекса).

Отсутствие указанного документа в описанном случае является основанием для оставления административного искового заявления без движения (ч. 1 ст. 130 Кодекса).

Также в комментируемой статье установлен порядок судебной защиты прав и законных интересов недееспособных граждан, граждан, ограниченных в дееспособности, и граждан, которые не достигли возраста 18 лет.

Права и законные интересы недееспособных граждан защищаются, а права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, и граждан, которые не достигли возраста 18 лет, могут защищаться в суде их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами или иными лицами, которым это право предоставлено федеральным законом).

Например, согласно п. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации <1> (далее - СК РФ) родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

Полномочия законных представителей недееспособных лиц намного шире, чем полномочия законных представителей ограниченно дееспособных и граждан, не достигших 18 лет.

Законные представители могут, а в случаях, когда участие представителя обязательно, - обязаны поручить ведение административного дела в суде представителю.

Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами.

Отметим, что в ГПК РФ порядок участия в гражданском процессе законных представителей установлен ст. 52.

Если у административного ответчика отсутствует представитель, суд назначает в качестве представителя адвоката в следующих случаях:

- место жительства административного ответчика неизвестно;

- в отношении административного ответчика решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя;

- в других предусмотренных федеральным законом случаях.

В комментируемой статье, в отличие от ст. 50 ГПК РФ, прямо закреплено, что суд назначает адвоката в качестве представителя административного ответчика, в отношении которого подано заявление о госпитализации в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке и у которого отсутствует представитель.

Лицо, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <1>, а также с п. 3 ст. 7 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" <2> имеет право на получение бесплатной юридической помощи.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6725.

<2> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

Согласно положениям ст. 26 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

По вопросу назначения адвоката в качестве представителя ответчика по ст. 50 ГПК РФ заслуживают внимания разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в п. 10 Постановления от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", согласно которым суд не вправе при вынесении решения принять признание иска или признание обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, совершенные адвокатом, назначенным судом в качестве представителя ответчика на основании ст. 50 ГПК РФ, поскольку это помимо воли ответчика может привести к нарушению его прав.

Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика на основании ст. 50 ГПК РФ, вправе обжаловать решение суда в кассационном (апелляционном) порядке и в порядке надзора, поскольку он имеет полномочия не по соглашению с ответчиком, а в силу закона и указанное право объективно необходимо для защиты прав ответчика, место жительства которого неизвестно <1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2004. N 2.

От имени организаций административные дела в суде могут вести единоличный орган управления и иные надлежащим образом уполномоченные лица.

Например, в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.

Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Организации вправе вести административные дела в суде через представителя.

В случае ликвидации юридического лица согласно п. п. 3, 4 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

В комментируемой статье уточнено, что от имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Общественные объединения или религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами, ведут административные дела в суде через уполномоченного на это участника, имеющего высшее юридическое образование, или через представителя.

От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

Новеллой является отдельное указание в процессуальном законе на порядок представления интересов Правительства РФ в суде.

Например, согласно ч. 3 ст. 208 Кодекса Правительство РФ может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части. Представление интересов Правительства РФ как истца или ответчика по административным делам в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ.

Так, из п. п. 118 - 121 Постановления Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" следует, что в случае предъявления в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд (кроме Верховного Суда РФ) исковых или иных требований к Правительству представление интересов Правительства в суде осуществляют без дополнительного поручения федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство, на основании направленных им Аппаратом Правительства документов, поступивших в Правительство, а также сотрудники Аппарата Правительства по доверенности.

В случае предъявления в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд исковых или иных требований к Аппарату Правительства представление интересов Аппарата Правительства в суде (кроме Верховного Суда РФ) осуществляют сотрудники Аппарата Правительства (п. 118).

В случае обращения Правительства в суд для разрешения возникшего спора распоряжением Правительства либо поручением Председателя Правительства или заместителя Председателя Правительства соответствующим федеральным органам исполнительной власти или полномочному представителю Правительства в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ (в зависимости от характера заявленных требований) поручается представлять интересы Правительства в суде (п. 119).

Полномочный представитель Правительства и руководители федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. п. 118 и 119 настоящего Регламента, выступают представителями Правительства в соответствующем суде и вправе совершать от имени Правительства все процессуальные действия, в том числе имеют право на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, на полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение оснований или предмета иска, заключение мирового соглашения по фактическим обстоятельствам, а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта, получение присужденных денежных средств и иного имущества.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, указанных в п. п. 118 и 119 настоящего Регламента, могут назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации представителей Правительства в суде из числа лиц, состоящих в штате этих и подведомственных им органов (центральном аппарате, территориальных и иных органах), либо привлекать адвокатов.

Полномочия указанных лиц определяются в доверенности, которую подписывает руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти (п. 120).

Представление интересов Правительства в Верховном Суде РФ осуществляет полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ либо представители по отдельным делам, определенные поручением Председателя Правительства или заместителя Председателя Правительства. Представители Правительства по отдельным делам согласовывают позицию с Председателем Правительства или по его поручению с одним из его заместителей. Представители Правительства по отдельным делам координируют свою деятельность с полномочным представителем Правительства в Конституционном Суде РФ и Верховном Суде РФ (п. 121) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2313.

Заслуживают внимания разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, содержащиеся в п. 19 Постановления от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", согласно которым по делам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, судья в ходе подготовки проверяет возраст несовершеннолетнего лица, наличие решения суда о признании граждан недееспособными или об ограничении граждан в дееспособности, а также полномочия их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или иных лиц, которым это право предоставлено федеральным законом (ст. 52 ГПК РФ).

По делам, затрагивающим права и интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, судья привлекает указанных лиц к участию в деле (ч. 3 ст. 37 ГПК РФ).

Если дело возбуждено по заявлению несовершеннолетнего лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, судье следует обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле законных представителей несовершеннолетнего: родителей, усыновителей, попечителей (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ).

В случае отсутствия ответчика, место жительства которого неизвестно, судья назначает такому ответчику представителя в порядке ст. 50 ГПК РФ, о чем необходимо вынести определение, а также направить его в соответствующее адвокатское образование <1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2008. N 9.

Комментарии и консультации юристов по ст. 54 КАС РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 54 КАС РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта