Статья 85. Применение мер предварительной защиты по административному иску

1. По заявлению о применении мер предварительной защиты административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц, суд может принять меры предварительной защиты по административному иску в случае, если:

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

2. Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если настоящим Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

3. К мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий.

4. Меры предварительной защиты по административному иску должны быть соотносимы с заявленным требованием и соразмерны ему.

Комментарий к статье 85 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемой статьей определен порядок применения мер предварительной защиты по административному иску.

Под мерами предварительной защиты по административному иску следует понимать принятые судом запреты и (или) ограничения, соотносимые и соразмерные заявленным требованиям, необходимые для недопущения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц.

Меры предварительной защиты по административному иску могут быть приняты по соответствующему заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц или неопределенного круга лиц.

Условиями применения мер предварительной защиты являются:

- существование до принятия судом решения по административному делу явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

- невозможность или затруднительность защиты прав, свобод и законных интересов административного истца без принятия таких мер.

Отметим, что согласно ч. 3 ст. 178 Кодекса при принятии решения суд в числе прочих также решает вопрос о сохранении или об отмене действия мер предварительной защиты по административному иску.

В качестве мер предварительной защиты по административному иску судом могут быть приняты:

- приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения;

- запрет на совершение определенного действия;

- иные меры предварительной защиты по административному иску, соответствующие указанным выше условиям.

Например, в соответствии со ст. 211 Кодекса по административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца.

Согласно ч. 2 ст. 263 Кодекса по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, о прекращении деятельности средств массовой информации суд на основании соответствующего заявления (ходатайства) и в порядке, предусмотренном гл. 7 настоящего Кодекса, может применить меры предварительной защиты по административному исковому заявлению о приостановлении деятельности в виде:

- приостановления деятельности соответствующих организации и объединения, средства массовой информации;

- приостановления выпуска и (или) реализации соответствующего печатного издания либо распространения материалов;

- наложения ареста на имущество соответствующих организации, объединения;

- запрещения совершения определенных действий, связанных с деятельностью соответствующих организации, объединения, средства массовой информации.

Настоящим Кодексом может быть предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

В той же ст. 211 Кодекса отмечается, что принятие иных мер предварительной защиты (помимо запрета применения оспариваемого нормативного правового акта) по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

Или, например, из ч. 5 ст. 243 Кодекса следует, что при рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

- наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;

- приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

- запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

В ч. 3 комментируемой статьи установлено, что приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий не относятся к мерам предварительной защиты по административному иску.

Следует обратиться к практике применения гл. 13 ГПК РФ.

Так, Пленумом Верховного Суда РФ в п. 28 Постановления от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что положения гл. 13 ГПК РФ о мерах обеспечения иска распространяются на дела по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации с установленными ч. 3 ст. 260.1 ГПК РФ ограничениями на применение в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума таких мер, как наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или на их изъятие; запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

Исходя из положений ст. 139 ГПК РФ суд вправе принять меры по обеспечению заявленных требований во всяком положении дела, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение решения. При этом указанные меры не должны приводить к необоснованному нарушению прав и свобод избирателей, создавать препятствия к осуществлению избирательными комиссиями своих полномочий, предоставленных законодательством <1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2011. N 6.

В п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" разъяснено, что вопрос о применении мер по обеспечению иска по гражданским делам, касающимся средств массовой информации, разрешается по правилам, установленным гл. 13 ГПК РФ.

Часть 1 ст. 140 ГПК РФ содержит примерный перечень мер по обеспечению иска и предусматривает право судьи или суда в необходимых случаях принять иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям, указанным в ст. 139 этого Кодекса.

Приостановление деятельности средства массовой информации является исключительной мерой по обеспечению иска и может применяться только по делам о прекращении деятельности средства массовой информации, поскольку по таким делам эта мера соответствует названным в ст. 139 ГПК РФ целям и прямо предусмотрена ч. 5 ст. 16 Закона РФ "О средствах массовой информации" и ч. 3 ст. 11 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

По иным гражданским делам, касающимся деятельности средств массовой информации, в качестве мер по обеспечению иска не могут применяться приостановление деятельности средства массовой информации, а также запрет для средства массовой информации подготавливать и распространять новые материалы по определенной теме, поскольку по таким делам указанные меры не будут отвечать целям, названным в ст. 139 ГПК РФ, и не будут являться необходимыми для обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Для выполнения установленных ч. 3 ст. 140 ГПК РФ требований о соразмерности мер по обеспечению иска необходимо принимать во внимание характер допущенных нарушений (в частности, относятся ли они к случаям злоупотребления свободой массовой информации или являются иными нарушениями законодательства о средствах массовой информации), а также оценивать негативные последствия для свободы массовой информации, которые может повлечь применение таких мер <1>.

--------------------------------

<1> БВС РФ. 2010. N 8.

Комментарии и консультации юристов по ст. 85 КАС РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 85 КАС РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта