Гражданско-правовой механизм защиты прав лизингодателя в странах СНГ и Балтии

Одним из наиболее актуальных вопросов, возникающих в процессе осуществления лизинговой деятельности, является вопрос защиты прав лизинговой компании. Лизинг – относительно молодой вид финансовых услуг, который развивается на постсоветском пространстве одновременно и в одинаковых условиях переходной экономики. Более того, страны СНГ приняли модельный закон "О лизинге".

Однако нормы о лизинге разных стран отличаются. Полагаем, что рассматриваемый и анализируемый опыт иностранного законодательства будет полезен для читателей как при осуществлении ими договорной работы в рамках российского права, так и осуществлении лизинговой деятельности за пределами РФ.

Механизм защиты прав лизингодателя – совокупность правовых норм и условий договора, направленных на обеспечение интересов лизинговой компании при заключении, исполнении и прекращении договора лизинга. Данный механизм включает в себя нормы гражданского, уголовного и административного права. В настоящей статье речь пойдет о гражданско-правовой части такого механизма.

1. Источниками указанных норм являются как специальное лизинговое законодательство, так и общие кодифицированные акты соответствующих стран. В частности, на Украине2 действует специальный закон о лизинге. В Белоруссии основным актом, регулирующим деятельность лизинговых компаний, являются постановления Совета министров республики3. В Латвии и Азербайджане специальных актов, регулирующих лизинговые отношения, нет. Безусловно, источниками права являются Гражданские кодексы Украины, Белоруссии4 и Азербайджана5, а также Гражданский закон Латвии6.

Дополнительно необходимо указать, что в отсутствие полноценного гражданско-правового регулирования в некоторых странах для более полной правовой характеристики договора лизинга необходимо прибегать к систематическому толкованию как гражданско-правовых норм, так и налоговых. В частности, определение лизинговой сделки можно найти в законе Латвийской Республики "О НДС"7. Отдельные положения особенностей правового регулирования лизинга в Азербайджане можно найти в Налоговом кодексе этой республики8.

Отдельно требуется оговорить специфику законодательства Латвийской республики. В настоящее время в Латвии отсутствуют нормативные акты, регулирующие отношения в сфере лизинга, и, как следствие, подлежат применению общие положения об аренде. В целом же регулирование лизинга осуществляется сторонами самостоятельно в договорном порядке. Кроме того, в отличие от стран СНГ договор лизинга может быть как предпринимательским, так и потребительским.

2. Основания применения механизма защиты прав лизингодателя. Необходимость защиты прав лизинговой компании возникает в случае их нарушения. Можно выделить несколько основных направлений защиты интересов лизинговой компании:

– защита права собственности;

– защита от неисполнения обязательств лизингополучателя по договору лизинга;

– защита прав лизингодателя в случае банкротства лизингополучателя.

Рассмотрим указанные направления по порядку.

Защита права собственности включает в себя защиту всех правомочий собственника (владение, пользование, распоряжение). Исключение составляет Латвия, там принята иная конструкция правомочий собственника.

Законодательства некоторых стран прямо запрещают накладывать арест, конфисковывать и предпринимать иные меры, связанные с запретом отчуждения лизингового имущества по обязательствам лизингополучателя. В частности, данное положение содержится п. 3 ст. 8 закона "О лизинге" Украины, ст. 748.2 Гражданского кодекса Азербайджана.

Кроме того, несвоевременный возврат имущества в случае утраты права владения и пользования предметом лизинга предполагает оплату платежей до момента фактического возврата имущества (ст. 748-1.9 ГК Азербайджана, ст. 593 ГК Белоруссии).

Одновременно законодательства всех стран налагают обязанности по обеспечению сохранности имущества, страхованию и осуществлению восстановительного ремонта на лизингополучателя (п. 12 постановления Совмина Белоруссии, ст. 748.1 ГК Азербайджана, ст. 11, 14 Закона о лизинге Украины, ст. 2150 ГЗ Латвии).

Дополнительно арендное законодательство содержит в себе ограничения на возможность передачи и отчуждения предмета лизинга третьим лицам. Сублизинг (субаренда) требует получения обязательного письменного согласия собственника и не освобождает лизингополучателя от его обязательств перед лизингодателем (ст. 5 Закона о лизинге Украины, ст. 747-4 ГК Азербайджана, п. 1.7 постановления Совмина Белоруссии, ст. 2115 ГЗ Латвии). Неполучение такого согласия зачастую является основанием к расторжению договора лизинга (ст. 748-1.12 ГК Азербайджана, исключительно в отношении недвижимого имущества – ст. 2117 ГЗ Латвии).

При этом характерной особенностью законодательства Латвии является прямо предусмотренная законом возможность субарендатора осуществлять платежи непосредственно собственнику имущества (ст. 2117 ГЗ Латвии).

Кроме того, Гражданский закон Латвии содержит положение об обязанности возвратить предмет аренды по окончании ее срока даже его приобретателями, т.е. имеется возможность предъявить требование лизингодателя непосредственно третьему лицу, которому было незаконно отчуждено имущество без применения аналогов российской конструкции института виндикации (ст. 2152 ГЗ Латвии).

Законными основаниями к защите прав лизингодателя при неисполнении обязательств по договору являются две группы нарушений: неоплата (несвоевременная оплата) лизинговых платежей и нарушение правил использования предмета лизинга. Следует сразу оговорить один момент: с одной стороны, законодатели практически всех стран прямо разрешают сторонам определять перечень существенных нарушений при осуществлении последними договорной работы, с другой, все рассматриваемые законы содержат положения о конкретных видах нарушений, которые дают право на расторжение договора в упрощенном порядке.

Далее автор подробно останавливается на нарушениях, связанных с внесением арендных (лизинговых) платежей и в связи с этим анализирует законодательные базы стран СНГ и Балтии по этому признаку.

Комментарии и консультации юристов по закондательству РФ

Если у вас возникли вопросы законодательству РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.

Задать вопрос юристам сайта