Статья 525. Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

1. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

2. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.

Комментарий к статье 525 Гражданского Кодекса РФ

1. Поставка товаров для государственных нужд выделена в ГК в качестве отдельного вида договора купли-продажи. Такие поставки осуществляются на основе двух самостоятельных договоров: а) государственного контракта; б) заключенного в соответствии с ним договора поставки. Договору поставки товаров для государственных нужд предшествует государственный контракт.

Государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд отличаются от иных договоров поставки товаров, во-первых, целью продажи и приобретения товаров; во-вторых, участием в поставках государственных заказчиков, в качестве которых выступают органы исполнительной власти или уполномоченные ими лица; в-третьих, оплатой товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Продажа и приобретение государственным заказчиком товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования обусловили особый порядок заключения договоров и рассмотрения возникающих при этом разногласий, гарантированность государственным заказчиком платежей за поставленные товары.

2. Под государственными нуждами понимаются потребности Российской Федерации и ее субъектов в товарах, обеспечиваемых за счет федерального бюджета и внебюджетных источников. Все законы об обеспечении государственных нужд товарами возлагают обязанность формировать государственные заказы на соответствующие органы исполнительной власти.

В судебной практике встречаются решения, в которых отношения между государственным заказчиком и его контрагентами трактуются как административно-правовые. Однако государственные исполнительные органы, выступающие в качестве государственного заказчика, заключая государственные контракты (договоры) с поставщиками (исполнителями), вступают в отношения, регулируемые гражданским законодательством. В соответствии со ст. 124 ГК такие отношения государственных органов с иными участниками этих отношений - юридическими лицами и гражданами строятся на равных началах. Следовательно, заключаемые государственные контракты и договоры поставки товаров для государственных нужд являются гражданско-правовыми договорами.

Для трактовки заключенного договора поставки в качестве государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд) необходимо наличие одновременно всех упомянутых признаков: цель обеспечения государственных нужд; формирование государственного заказа и заключение договора органом исполнительной власти или уполномоченными им лицами; оплата за счет бюджетных средств, как правило, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета, и внебюджетных источников финансирования.

Судебная практика исходит из того, что оплата договорных услуг за счет бюджетных средств, когда речь не идет о государственных нуждах, не дает оснований применять нормы о государственных контрактах (см.: Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 9. М., 2002).

3. Государственному контракту (договору поставки товаров для государственных нужд) присущи черты, свойственные обычным договорам поставки. Его предметом, как правило, являются вещи, определяемые родовыми признаками; срок исполнения этого договора отдален от момента заключения; передача товаров осуществляется, как правило, частями в определенные договором сроки и периоды.

Вместе с тем можно отметить существенные отличия порядка заключения и содержания государственного контракта от заключения иных видов договора купли-продажи:
1) покупателем является государственный заказчик - орган государственный власти или уполномоченные им лица;
2) государственные контракты заключаются на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке;
3) основным способом размещения заказов на покупку товаров для государственных нужд является проведение конкурсов, позволяющих выявить поставщиков, предлагающих лучшие условия выполнения государственного заказа;
4) государственный заказчик обеспечивает возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного заказа;
5) порядок и сроки заключения государственного контракта (договора поставки) на основе заказов определены нормами ГК;
6) споры, возникающие при заключении государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

4. Отношения, возникающие при заключении и исполнении государственного контракта, прежде всего регулируются § 4 гл. 30, затем нормами специальных законов и иных правовых актов о поставках товаров для государственных нужд. К этим отношениям в части, не урегулированной комментируемым параграфом Кодекса, применяются также правила о договоре поставки, предусмотренные § 3 гл. 30. При отсутствии же соответствующих норм в § 3 гл. 30 и в законах о поставках товаров для государственных нужд к данным отношениям на основании п. 5 ст. 454 ГК применяются общие нормы о купле-продаже.

При поставках для государственных нужд сельскохозяйственной продукции применимы также соответствующие нормы § 5 гл. 30 о договоре контрактации.

К законам о поставках товаров для государственных нужд относятся: Закон о поставках; Закон о государственном материальном резерве; Закон об оборонном заказе; Закон о закупках; Закон о конкурсах на размещение заказов.

Отдельные нормы о государственном заказе и государственных контрактах включены в Бюджетный кодекс (ст. ст. 71 - 73).

Необходимо также назвать Указ Президента РФ от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" (СЗ РФ, 1997, N 15, ст. 1756) и Постановление Правительства РФ от 26.05.97 N 628 "Об утверждении Порядка проведения торгов (конкурса) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей" (СЗ РФ, 1997, N 22, ст. 2598).

Таким образом, нормы, регулирующие отношения по поставкам товаров для государственных нужд, составляют сложную систему законов и иных правовых актов. При этом приоритет отдан нормам ГК.

5. В перечисленных законах названы задачи организации поставок товаров для федеральных и региональных государственных нужд. К ним отнесены: создание и поддержание государственного резерва; поддержание необходимого уровня обороноспособности страны; обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств; реализация федеральных и региональных целевых программ. Эти цели и задачи позволяют определить сферу применения государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд) и отношения, подпадающие под регламентацию § 4 гл. 30.

Комментарии и консультации юристов по ст. 525 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 525 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта