Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов

1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к статье 797 Гражданского Кодекса РФ

1. В коммент. ст. установлена специфика процедуры применения мер гражданско-правовой ответственности, возникающей из отношений по перевозке грузов. Такая процедура обычно состоит из трех этапов (о первом этапе данной процедуры см. коммент. к ст. 796 ГК): документальная фиксация оснований ответственности (в случаях, предусмотренных законодательством); соблюдение претензионного порядка урегулирования споров; предъявление иска в соответствующий суд.

2. Сущность указанного второго этапа состоит в соблюдении правила об обязательном или добровольном претензионном порядке урегулирования споров в отношениях по перевозке. Применительно к претензионному порядку урегулирования споров в отношениях по перевозке законодатель исходит из двух разных подходов:
- устанавливается обязательный претензионный порядок урегулирования для ряда споров по перевозке, т.е. для их определенной части (ст. 161 КВВТ, ст. 194 КТМ и др.). Так, в соответствии с п. 1 ст. 797 ГК (ст. 124 ВК, ст. 120 УЖТ, ч. 2 ст. 39 УАТ, ст. 403 КТМ, ст. 161 КВВТ) до предъявления перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, требуется обязательное соблюдение претензионного порядка (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, ч. 3 ст. 30 ГПК РФ). Соответственно, в других случаях претензионный порядок не применяется. Обычно для требований самого перевозчика к пассажиру, а также для требований о возмещении вреда жизни и здоровью пассажира рассматриваемый претензионный порядок не устанавливается;
- для отдельных ситуаций нормативно оформляется лишь право на предъявление претензии, но не обязанность, что, по сути, равнозначно добровольному претензионному порядку (ст. 121 УЖТ, п. 1 ст. 39 УАТ и др.).

3. Претензионная процедура обязательного или добровольного претензионного порядка урегулирования споров обычно состоит из двух этапов - оформление и заявление претензии, ее рассмотрение в течение установленных в транспортном законодательстве сроков и направление ответа заявителю. Под претензией в рассматриваемом случае следует понимать письменное требование, в частности об уплате штрафа, о возмещении убытков, обращенное к перевозчику в связи с ненадлежащим исполнением (неисполнением) обязательства по перевозке.

Для первого этапа транспортное законодательство определяет, кто, в какой срок и кому может заявить претензию и как она оформляется. Так, согласно п. 4 ст. 124 ВК в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. В соответствии со ст. 122 УЖТ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа, предъявляются к перевозчику. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к: перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция; соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт. Как установлено в абз. 1 п. 2 ст. 403 КТМ, претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Пункт 2 ст. 161 КВВТ гласит, что претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.

Срок предъявления претензии составляет, как правило, 6 месяцев, а по взысканию штрафов - 45 дней (ст. 123 УЖТ, ст. 126 ВК). Вместе с тем, согласно ст. 406 КТМ, претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности. Аналогичное правило установлено в п. 4 ст. 161 КВВТ: претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.

На втором этапе перевозчик рассматривает претензию в срок, определенный транспортным законодательством, и направляет соответствующий ответ заявителю. Законодатель обязывает перевозчика дать ответ на претензию грузоотправителя или грузополучателя в течение 30 дней (п. 2 ст. 797 ГК). В транспортных уставах и кодексах указанное правило может быть конкретизировано. Так, согласно абз. 1 ст. 124 УЖТ перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. В соответствии с п. 1 ст. 128 ВК перевозчик обязан в течение 30 дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.

4. На третьем этапе процедуры применения ответственности в связи с нарушением условий перевозки заявляется иск в соответствующий суд. Применительно к этому этапу транспортное законодательство обычно отвечает на три вопроса - кто и в каком случае может предъявить иск, каков срок исковой давности.

При частичном или полном отклонении претензии или при неполучении ответа на претензию в соответствующий срок у лица, заявившего претензию, появляется право предъявить иск.

Процессуальное законодательство (ст. 38 АПК РФ, ст. 30 ГПК) устанавливает принцип исключительной подсудности по делам из перевозки грузов: иски к перевозчику, вытекающие из договора перевозки грузов, в том числе в случае если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в соответствующий суд по месту нахождения перевозчика.

5. Пункт 3 коммент. ст. (ст. 408 КТМ, п. 3 ст. 164 КВВТ, ст. 42 УАТ) устанавливает сокращенный срок исковой давности (один год) по требованиям, вытекающим из грузовой перевозки. Он может быть сокращенным и в иных случаях, например по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом срок исковой давности составляет один год (ст. 42 УАТ).

Срок исковой давности по требованиям из договора перевозки, в том числе и перевозки грузов, начинает течь с момента, определяемого в транспортных уставах и кодексах. Так, согласно п. 2 ст. 128 ВК течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа - через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. Ряд транспортных уставов и кодексов связывают начало течения срока исковой давности с соответствующим событием. Пункт 2 ст. 164 КВВТ (так же, как и ст. 42 УАТ) устанавливает, что течение исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.

Комментарии и консультации юристов по ст. 797 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 797 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта