Статья 130. Основные государственные гарантии по оплате труда работников

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

абзац утратил силу;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

Комментарий к статье 130 Трудового Кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 133 ТК МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

2. В ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с изм.) установлен МРОТ с 1 января 2009 г. в размере 4330 руб. в месяц.

Минимальный размер оплаты труда, применяемый
для регулирования оплаты труда, а также для определения
размеров пособий по временной нетрудоспособности

Срок, с которого установлен минимальный размер оплаты труда Сумма минимального размера оплаты труда (руб., в месяц)  Нормативный акт, установивший минимальный размер оплаты труда
с 1 января 2009 г.

4330 ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ
с 1 сентября 2007 г.

2300 ст. 1 Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ
с 1 мая 2006 г.

1100 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ
с 1 сентября 2005 г.

800 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ
с 1 января 2005 г.

720 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 198-ФЗ
с 1 октября 2003 г.  600 ст. 1 Федерального закона от 01.10.2003 N 127-ФЗ
с 1 мая 2002 г.

450 ст. 1 Федерального закона от 29.04.2002 N 42-ФЗ
с 1 июля 2001 г.

300 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ
с 1 января 2001 г.

200 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ
с 1 июля 2000 г.

132 ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

3. В Великобритании, например, требование Закона о равной оплате 1970 г., выражающее принцип равных возможностей (equal opportunities), заключается в том, что мужчины и женщины, занимающие одинаковую должность, должны получать равную плату за одинаковую работу или работу, которая считается эквивалентной. Работа расценивается как эквивалентная, если работодатель провел исследование в целях оценки работы его служащих с точки зрения требуемой квалификации, затрат труда и степени ответственности, по результатам которого работа женщины получила ту же оценку, что и работа, выполняемая мужчиной, или если независимый эксперт, назначенный судом по рассмотрению производственных конфликтов (industrial tribunal), признал обе работы равноценными.

4. Перечень оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя приведен в ст. 138 ТК.

5. Ограничение оплаты труда в натуральной форме установлено в ст. 131 ТК: доля выплаты в неденежной форме не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы.

6. В основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 - 2030 гг. приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации дается следующий прогноз развития отношений по оплате труда.

Ежегодный рост реальной заработной платы в 2011 - 2020 гг. составит 7,6 - 9,7%, в целом по экономике к 2020 г. она возрастет по сравнению с 2007 г. в 3,3 раза. Реализация инновационного сценария даст импульс более высоким темпам роста заработной платы в высокотехнологичных и наукоемких видах деятельности. В результате этого снизится резкое превышение уровня оплаты труда в сырьевых производствах и финансовой деятельности по сравнению с другими отраслями. Разрыв в заработной плате по группе обрабатывающих производств по отношению к заработной плате по группе добычи полезных ископаемых сократится с 2,3 раза в 2006 г. до 1,5 раза в 2020 г., по финансовой деятельности по сравнению со средней по экономике - с 2,7 до 1,9 раза соответственно.

В долгосрочной перспективе, до 2020 г., по инновационному сценарию будет обеспечено постепенное сближение среднего размера оплаты труда бюджетников с размерами заработной платы, сложившимися во внебюджетном секторе экономики. Если в 2006 г. средняя заработная плата в образовании и здравоохранении составляла соответственно 66 и 76% от среднероссийской, то к 2020 г. это соотношение увеличится как минимум до 90%.

В среднесрочной перспективе, до 2011 г., предусматривается увеличение реальной заработной платы работников бюджетной сферы не менее чем в 1,5 раза (в свете реализации задачи, поставленной в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2005 г.). Это будет обеспечиваться соответствующей индексацией оплаты их труда и реализацией дополнительных мер по повышению заработной платы в рамках национальных проектов в сфере здравоохранения и образования.

Росту оплаты труда в бюджетной сфере будет способствовать и проведение реформы системы оплаты труда в бюджетных отраслях. В процессе реформирования предусматривается осуществить переход на формирование системы оплаты труда с учетом видов экономической деятельности, предусматривается переход соответствующих учреждений в новые организационно-правовые формы.

В структуре доходов населения по инновационному сценарию предусматривается повышение доли официальной заработной платы с 37,6% в 2007 г. до 42,4% в 2020 г. Увеличится также доля социальных трансфертов - к 2020 г. более чем на 15% по сравнению с 12,6% в 2007 г., что связано с ростом в структуре населения доли лиц старших возрастов. Большую часть социальных трансфертов составят пенсионные выплаты.

Комментарии и консультации юристов по ст. 130 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 130 ТК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта