Статья 363. Ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда

Лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Комментарий к статье 363 Трудового Кодекса РФ

1. Правовые нормы комментируемой статьи в полной мере соответствуют положениям ст. 18 Конвенции N 81 МОТ, в соответствии с которой национальным законодательством ратифицировавших ее государств должны предусматриваться и эффективно применяться соответствующие санкции за противодействие, оказанное инспекторам труда при осуществлении ими своих обязанностей.

В ст. 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" содержится бланкетная норма, устанавливающая, что юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, их работники и их представители, необоснованно препятствующие проведению мероприятий по контролю и (или) не исполняющие в установленный срок предписания, постановления органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с действующим законодательством РФ лица, препятствующие деятельности государственных инспекторов труда, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

2. В соответствии с требованиями ст. 22 ТК работодатель обязан своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 212 ТК обязывает работодателя обеспечивать:

беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные ТК, иными федеральными законами сроки.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных выше обязанностей работодатели (их представители) могут быть привлечены как к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст. ст. 192 и 193 ТК, так и к административной ответственности в порядке, установленном КоАП.

3. В соответствии с нормами КоАП административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности государственных инспекторов труда предусмотрена ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6 и 19.7.

К административной ответственности, предусмотренной ст. 19.4 КоАП РФ, могут быть привлечены как граждане, так и должностные лица, ст. ст. 19.5 и 19.7 КоАП - граждане, должностные лица и юридические лица, ст. 19.6 КоАП - исключительно должностные лица.

В частности, в соответствии с требованиями:

ч. 1 ст. 19.4 КоАП неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб., на должностных лиц - от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;

ч. 1 ст. 19.5 КоАП невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц - от 1 тыс. до 2 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3 лет, на юридических лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;

ст. 19.6 КоАП непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.;

ст. 19.7 КоАП непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб., на должностных лиц - от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными в п. 3 настоящего комментария статьями КоАП, рассматриваются судьями на основании протоколов об административных правонарушениях, оформленных и внесенных в судебные органы в установленном порядке уполномоченными должностными лицами государственных инспекций труда.

Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утв. Приказом Роструда от 10 апреля 2006 г. N 60.

В соответствии с перечнем право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.7, предоставлено руководителям государственных инспекций труда, их заместителям, начальникам отделов надзора и контроля государственных инспекций труда, их заместителям, главным государственным инспекторам труда, а по правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 и ст. 19.6, - также государственным инспекторам труда государственных инспекций труда.

5. Лица, применяющие в отношении государственных инспекторов труда или их близких насилие, угрожающие им насилием или оскорбляющие государственных инспекторов труда при исполнении ими должностных обязанностей или в связи с их исполнением, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии со ст. ст. 318 и 319 УК.

Комментарии и консультации юристов по ст. 363 ТК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 363 ТК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта