Статья 12. Таможенный представитель

1. Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена таможенного союза, отвечающее условиям, определенным статьей 13 настоящего Кодекса.

Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей.

Порядок включения в реестр таможенных представителей и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены случаи и порядок приостановления и возобновления деятельности в качестве таможенных представителей юридических лиц, включенных в реестр таможенных представителей.

2. Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.

3. Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

4. Таможенные органы в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, ведут реестр таможенных представителей и обеспечивают его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий.

Комиссия таможенного союза на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр таможенных представителей и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал на официальном Интернет-сайте Комиссии таможенного союза.

5. Законодательством государств - членов таможенного союза могут определяться квалификационные требования к работникам таможенных представителей, непосредственно осуществляющим таможенные операции, и условия выдачи таким лицам документа, подтверждающего их соответствие установленным требованиям.

6. При совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами в соответствии с настоящим Кодексом.

 

Комментарий к статье 12 Таможенного Кодекса Таможенного Союза

Статья 12 ТК посвящена установлению правовых основ деятельности таможенного представителя. В п. 1 ст. 12 ТК предусматривается дефиниция: таможенный представитель - это юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, отвечающее условиям, определенным ст. 13 ТК. Юридическим фактом, определяющим момент приобретения юридическим лицом государства - члена Таможенного союза статуса таможенного представителя, является включение этой организации в специализированный реестр. Кроме того, именно включение организации в реестр таможенных представителей является подтверждением соблюдения всех условий, определенных ст. 13 ТК. В силу п. 1 ст. 12 ТК порядок включения в реестр таможенных представителей и исключения из этого реестра определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. Прежде всего следует руководствоваться положениями ст. ст. 54 и 62 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 27 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", ст. 84 Таможенного кодекса Республики Беларусь. Для включения в реестр таможенных представителей юридическое лицо обращается в таможенный орган с заявлением в письменной форме. Содержание заявления и прилагаемых к нему документов предусматривается непосредственно в ст. 62 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", п. п. 1 и 2 ст. 27 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". В силу п. 2 ст. 84 Таможенного кодекса Республики Беларусь ведение реестра таможенных агентов (представителей) осуществляется Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь в соответствии с законодательством Беларуси. В Республике Казахстан заявление о включении в реестр таможенных представителей должно содержать:

- обращение заявителя в таможенный орган с просьбой о включении в реестр таможенных представителей;

- сведения о наименовании, об организационно-правовой форме, о месте нахождения (почтовый адрес и иные контактные данные), об открытых банковских счетах заявителя, а также перечень его обособленных структурных подразделений, через которые заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного представителя на день подачи заявления, с указанием их мест нахождения;

- сведения об имеющихся на день подачи заявления в штате юридического лица (его обособленных структурных подразделений) специалистах по таможенным операциям;

- сведения об обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленные в соответствии с подп. 3 ст. 13 ТК;

- сведения о договоре страхования риска гражданской ответственности заявителя (п. 1 ст. 27 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан").

В Российской Федерации помимо указанных документов заявление о включении в реестр таможенных представителей должно также содержать сведения о намерении ограничить сферу своей деятельности совершением таможенных операций в отношении определенных видов товаров или по регионам деятельности (в соответствии с п. 3 ст. 15 ТК) либо осуществлять свою деятельность без таких ограничений (п. 1 ст. 62 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Кроме того, в законодательстве государств - членов Таможенного союза определены документы, которые должны быть приложены к заявлению о включении в реестр таможенных представителей. К таким документам в Российской Федерации отнесены: учредительные документы заявителя; документ, подтверждающий факт внесения записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц; свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе; квалификационные аттестаты специалистов по таможенным операциям; приказы о приеме на работу специалистов по таможенным операциям либо заключенные с ними трудовые договоры; документы, подтверждающие предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере, установленном ТК; подтверждения из банков об открытых в них счетах заявителя; договор страхования риска гражданской ответственности заявителя (п. 2 ст. 62 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Однако включение юридического лица государства - члена Таможенного союза в реестр таможенных представителей не означает постоянного пребывания организации в этом статусе. В зависимости от обстоятельств, которые признаются основаниями для приостановления и возобновления деятельности в качестве таможенных представителей, юридические лица могут соответственно прекращать или приобретать вновь рассматриваемый статус. Случаи и порядок приостановления и возобновления деятельности в качестве таможенных представителей юридических лиц, включенных в реестр таможенных представителей, в силу п. 1 ст. 12 ТК могут быть установлены законодательством государств - членов Таможенного союза ЕврАзЭС. В частности, согласно закрытому перечню, предусмотренному в п. 1 ст. 28 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан", основаниями для исключения из реестра таможенных представителей являются:

- несоблюдение условий включения в реестр таможенных представителей (ст. 13 ТК, ст. 26 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан");

- заявление таможенного представителя об исключении его из реестра таможенных представителей;

- ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

- реорганизация юридического лица, за исключением преобразования.

В п. 2 ст. 12 ТК определено содержание деятельности таможенного представителя. Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей. Таможенные операции в силу подп. 29 п. 1 ст. 4 ТК представляют собой действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. При этом согласно п. 3 ст. 12 ТК отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Из этого следует, что к таким отношениям в части правовой регламентации заключения и исполнения договоров сторонами применяется гражданское законодательство государств - членов Таможенного союза. В связи с этим необходимо отметить, что при заключении и исполнении таких договоров подлежат применению соответствующие положения ГК РФ, Гражданского кодекса Республики Казахстан, Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Ведение реестра таможенных представителей, а также обеспечение его периодической публикации не реже одного раза в квартал осуществляется таможенными органами в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза. В частности, согласно п. 2 ст. 84 Таможенного кодекса Республики Беларусь Государственный таможенный комитет Республики Беларусь ведет реестр таможенных агентов (представителей) и обеспечивает информирование о таможенных агентах (представителях), включенных в этот реестр. В соответствии с п. 1 ст. 25 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" реестр таможенных представителей ведется уполномоченным органом в сфере таможенного дела - Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан. В России ведение реестра таможенных представителей осуществляется Федеральной таможенной службой.

Евразийская экономическая комиссия на основании реестров, ведущихся таможенными органами, формирует общий реестр таможенных представителей и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в квартал на официальном интернет-сайте Комиссии Таможенного союза <41> (п. 4 ст. 12 ТК). Форма общего реестра таможенных представителей и порядок его формирования установлены решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 261 "Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования" <42>.

--------------------------------

<41> Реестр таможенных представителей размещен на сайте размещен на сайте Евразийской экономической комиссии: http:// www.eurasiancommission.org/ ru/ docs/ Pages/ norma-data.aspx?IDCL= d45ec20b-0fba-48a2-979b-4d8f2656fc03&hide=1.

<42> Текст решения размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/KTS/KTS16/Pages/R_261.aspx.

Согласно п. 5 ст. 12 ТК законодательством государств - членов Таможенного союза могут определяться квалификационные требования к работникам таможенных представителей, непосредственно осуществляющим таможенные операции, а также условия выдачи таким лицам документа, подтверждающего их соответствие установленным требованиям. Прежде всего необходимо руководствоваться ст. ст. 63 и 64 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. ст. 88 и 89 Таможенного кодекса Республики Беларусь, п. 5 ст. 25 и ст. 32 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Исходя из п. 6 ст. 12 ТК предусматривается полное равенство условий и требований, предъявляемых к совершению таможенных операций как таможенными представителями, так и декларантами или иными заинтересованными лицами согласно ТК.

Комментарии и консультации юристов по ст. 12 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 12 ТК ТС вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта