Статья 2. Единая таможенная территория таможенного союза и таможенная граница

1. Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

2. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза (далее - таможенная граница).

3. В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза.

Комментарий к статье 2 Таможенного Кодекса Таможенного Союза

Статья 2 ТК содержит определение двух базовых понятий таможенного законодательства - единой таможенной территории Таможенного союза и таможенной границы.

Общепринятый подход к определению таможенной территории исходит из того, что таможенная территория представляет собой территорию, на которой применяется таможенное законодательство данного государства (группы государств, образующих Таможенный союз). Такое определение таможенной территории можно встретить в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (E12./F25. Киотской конвенции), к которой Российская Федерация присоединилась в 2010 году (Федеральный закон от 3 ноября 2010 года N 279-ФЗ <4>).

--------------------------------

<4> РГ. 2010. 10 ноября.

Государства, вошедшие в состав Таможенного союза, формируют единую таможенную территорию. Таким образом, формирование единой таможенной территории является одним из признаков Таможенного союза.

В соответствии со ст. 11 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур "для целей применения настоящей Конвенции любому таможенному или экономическому союзу, являющемуся Договаривающейся Стороной, надлежит уведомить Генерального Секретаря Совета <5> о территориях, образующих этот таможенный или экономический союз, и эти территории будут рассматриваться как единая территория".

--------------------------------

<5> Имеется в виду Совет таможенного сотрудничества, ныне - Всемирная таможенная организация.

Общепринятый подход к определению таможенного союза сформулирован в ст. XXIV ГАТТ. В ней таможенный союз определяется как замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией.

Схожее по своей сути определение таможенного союза содержится в ст. 1 Договора, заключенного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза" от 6 октября 2007 года <6>: "Таможенный союз" - форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами".

--------------------------------

<6> СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1552.

ТК не дает сущностного определения единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а лишь перечисляет ее составные элементы: во-первых, территории государств - членов Таможенного союза - Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а во-вторых, объекты, находящиеся за пределами территорий перечисленных государств, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (искусственные острова, установки, сооружения и т.п.) в соответствии с национальным законодательством (в Российской Федерации это, например, Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" <7>, Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" <8>) и нормами международного права.

--------------------------------

<7> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4694.

<8> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6273.

Пределы единой таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза. С помощью такой дефиниции таможенной границы одно из ключевых понятий таможенного законодательства - "перемещение товаров через таможенную границу" - может быть определено как ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза (подп. 22 п. 1 ст. 4 ТК).

Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного регулирования в рамках Таможенного союза. Она обозначает территорию, на которую распространяется действие нормативных правовых актов, принимаемых на уровне Таможенного союза.

Пространственными пределами принимаемых на уровне государства - члена Таможенного союза законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих таможенные отношения, являются государственные границы данного субъекта Таможенного союза. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <9> акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела действуют на всей территории Российской Федерации, а также на территориях, находящихся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

--------------------------------

<9> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

В соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза таможенной границей могут стать пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов Таможенного союза. Так, в соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года <10>, товары, ввезенные на территорию свободной экономической зоны (далее - СЭЗ), на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования. Пределы портовой и логистической СЭЗ являются таможенной границей Таможенного союза (п. п. 3 - 4 ст. 9 ТК).

--------------------------------

<10> Бюллетень международных договоров. 2012. N 7.

Комментарии и консультации юристов по ст. 2 ТК ТС

Если у вас возникли вопросы по статье 2 ТК ТС вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта