Статья 19. Контроль органов государственной власти

Федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 19 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль осуществляют исключительно федеральные органы государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления полномочиями контроля не обладают.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Вопрос о судебном контроле, которому посвящена самостоятельная статья УИК РФ, будет рассмотрен ниже. Здесь же пойдет речь о контроле со стороны исполнительной и законодательной властей.

В ст. 11 Конституции РФ указано, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Полномочия Президента РФ определены в ст. 80 Конституции РФ. В частности, в ней говорится и о том, что Президент определяет основные направления внутренней политики государства, к которой относится и уголовно-исполнительная политика. Кроме того, Президент обеспечивает, в том числе и путем контроля, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, к которым относятся и органы, осуществляющие управление учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания. И наконец, Президент вправе поручить соответствующим органам и должностным лицам провести проверку деятельности учреждений и органов в сфере исполнения наказаний.

Именно по этим направлениям осуществляется реализация полномочий Президента по контролю деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

3. Законодательная власть в Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Контрольные функции указанные палаты осуществляют путем проведения парламентских расследований. Для этого формируются временные парламентские комиссии, которые после завершения расследования распускаются.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают достаточно широкими полномочиями, позволяющими им осуществлять действенный контроль за деятельностью органов исполнительной власти, в том числе и за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Среди прав, предоставленных указанным лицам Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы", можно выделить внесение парламентского запроса, обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, обращение с вопросам к членам Правительства и др. Запрашиваемая членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы в пределах их компетенции информация должна быть предоставлена в обязательном порядке.

4. С позиции осуществления контроля органов государственной власти за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, важную роль следует отвести Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Права, предоставляемые Законом Уполномоченному по правам человека, позволяют ему достаточно эффективно осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, способствовать защите прав и законных интересов, осужденных, отбывающих наказание, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

5. Осуществление контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет место и со стороны Правительства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. В рамках этой функции реализуются и полномочия контроля в сфере исполнения наказаний. По вопросам, связанным с исполнением наказаний, Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Комментарии и консультации юристов по ст. 19 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 19 УИК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта