Статья 190. Ответственность условно осужденных

1. При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей, уклонении от возмещения вреда (полностью или частично), причиненного преступлением, в размере, определенном решением суда, путем сокрытия имущества, доходов, уклонения от работы или иным способом либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Уклонением от возмещения вреда, причиненного преступлением, признается также невозмещение такого вреда по неуважительным причинам.

2. В случае неисполнения условно осужденным указанных в части четвертой статьи 188 настоящего Кодекса требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд соответствующее представление. Информация об имеющейся у условно осужденного задолженности по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного преступлением, может представляться потерпевшим в уголовно-исполнительную инспекцию или командованию воинской части.

3. При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока.

4. Если условно осужденный в течение испытательного срока систематически нарушал общественный порядок, за что привлекался к административной ответственности, систематически не исполнял возложенные на него судом обязанности либо скрылся от контроля, то начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.

5. Систематическим нарушением общественного порядка является совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности. Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.

6. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.

Комментарий к статье 190 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Одной из мер воздействия на условно осужденного является объявление ему предупреждения. Закон предусматривает два основания объявления предупреждения. Первым основанием является уклонение осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей. По существу уклонение в данном случае означает неисполнение тех обязанностей, которые возложены на условно осужденного судом. Так, если суд обязал осужденного не посещать определенные места, уклонением следует признать посещение этих мест, в случае возложения обязанности пройти курс лечения от алкоголизма уклонение может выражаться в неявке в диспансер, отказе в сдаче анализов, несоблюдении предписаний врача. Таким образом, конкретное выражение уклонения определяется в зависимости от характера возложенной на условно осужденного обязанности.

Вторым основанием предупреждения служит нарушение условно осужденным общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности. Здесь речь идет о совершении осужденным административного правонарушения. Однако основанием предупреждения нарушение может быть только тогда, когда оно относится к нарушениям именно общественного порядка, т.е. предусмотрено нормами гл. 20 КоАП РФ об административных правонарушениях. Совершение иных по характеру административных правонарушений не может служить основанием вынесения предупреждения.

2. При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое он привлекался к административной ответственности, инспекция или командование воинской части вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, отбирает у него объяснение и выносит предупреждение в письменной форме о возможности отмены условного осуждения. Справка о проведении беседы, объяснение и предупреждение приобщаются к личному делу условно осужденного.

Устное предупреждение не будет иметь правового значения предупреждения письменного.

3. Помимо предупреждения корректирующее воздействие на поведение осужденного может оказать и возложение на него дополнительных обязанностей. Эта мера воздействия может применяться тогда, когда условно осужденный игнорирует обязанность отчитываться о своем поведении перед уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части, являться по вызову или не исполняет обязанности, возложенные на него судом, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд представление о дополнении обязанностей осужденного. Любое из перечисленных нарушений может явиться основанием указанного представления.

Основанием представления могут служить и иные обстоятельства, свидетельствующие о целесообразности возложения на условно осужденного других или дополнительных обязанностей. Так, если осужденный, не имея запрета на посещение определенных мест, стал посещать, например, игорные заведения, суд может установить соответствующий запрет. Установление новых обязанностей, так же как и установление обязанностей при применении судом условного осуждения, должно быть направлено на исправление осужденного. В этой связи устанавливать следует только те обязанности, которые оптимальны для данного конкретного осужденного.

При положительном решении вопроса о дополнении обязанностей делается соответствующая отметка в журнале учета условно осужденных, информируются заинтересованные службы органов внутренних дел, а также другие органы и учреждения.

4. При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока. Основаниями и в этом случае служат уклонение от исполнения от обязанностей, нарушение общественного порядка, за которое осужденный привлекался к административной ответственности. Однако представление о продлении срока в основном направляется в суд тогда, когда иные меры не дали положительного результата. Кроме того, если основанием представления послужило нарушение общественного порядка, представление должно быть направлено в суд в течение сроков действия административного наказания.

О продлении условно осужденному испытательного срока делается отметка в журнале учета и соответствующей карточке, информируется администрация организации (учебного заведения), в которой он работает (учится), участковый уполномоченный милиции, подразделение по делам несовершеннолетних и Федеральная миграционная служба.

5. Крайней мерой воздействия на условно осужденного является отмена условного осуждения и исполнение наказания, назначенного судом.

Закон устанавливает ограниченный перечень обстоятельств, которые могут служить основаниями отмены. К числу таких обстоятельств отнесены: систематическое нарушение общественного порядка, за что осужденный привлекался к административной ответственности, систематическое неисполнение возложенных обязанностей или то, что осужденный скрылся от контроля.

При этом под систематическим нарушением общественного порядка закон предлагает понимать совершение условно осужденным в течение одного года двух и более нарушений общественного порядка, за которые он привлекался к административной ответственности. Таким образом, минимальное число нарушений, образующих систему, это два нарушения. При этом система будет иметь место только в том случае, если за каждое из нарушений не истек срок действия, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ).

Систематическим неисполнением обязанностей является совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение одного года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом. Таким образом, понятие систематичности применительно к неисполнению обязанностей несколько отличается от понятия систематичности нарушений общественного порядка. Если брать количественный признак систематичности неисполнения обязанностей, то он составляет не менее трех фактов неисполнения. Другим критерием систематичности в этом случае может служить и продолжительность невыполнения обязанностей - свыше 30 дней.

Закон не устанавливает порядка исчисления указанных 30 дней. Поэтому формально этот срок может исчисляться и как единый, и как суммарный срок. Однако, на наш взгляд, более правильным было бы определение срока как единого, непрерываемого. Это обусловлено тем, что законодатель, говоря о рассматриваемом виде систематичности, делает акцент именно на длительности невыполнения обязанностей. Фактор же длительности будет в определенной мере утрачиваться, если длительность разделить на короткие временные промежутки.

И, наконец, как и в первом случае, систематичность ограничена временными рамками в один год. Нарушение, допущенное за его пределами, не должно учитываться при определении систематичности.

Установление в законе двух различных оснований для признания наличия системы в негативном поведении осужденного обусловлено характером устанавливаемых для него обязанностей. Так, обязанность быть дома в определенное время может нарушаться только в количественном варианте, длительностью это нарушение не измеришь. И напротив, нарушение обязанности продолжить обучение можно измерить только по длительности, но не количественно.

Последним основанием отмены условного осуждения закон устанавливает то, что осужденный скрывается от контроля. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, местонахождение которого не установлено в течение более 30 дней.

6. Представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда, направляет в суд начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части.

В представлении об отмене условного осуждения указываются конкретные факты уклонения осужденного от исполнения возложенных на него обязанностей, нарушения общественного порядка, время, в течение которого он не являлся в инспекцию, какие меры воздействия принимались к нему, как он на них реагировал, а также наличие приводов.

В отношении условно осужденного, местонахождение которого неизвестно, в представлении указываются имеющиеся сведения о том, что он скрылся от контроля инспекции, а также результаты первоначальных розыскных мероприятий.

К представлению прилагаются характеристики с места работы, учебы, информация участкового уполномоченного милиции, подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел о поведении условно осужденного, его объяснения и другие документы.

В случае отказа суда в удовлетворении представления инспекции о продлении испытательного срока или отмене условного осуждения следующее представление вносится в суд после совершения условно осужденным еще одного нарушения общественного порядка, повлекшего применение мер административной ответственности, или продолжения неисполнения возложенных судом обязанностей.

Комментарии и консультации юристов по ст. 190 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 190 УИК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта