Статья 73. Места отбывания лишения свободы

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Комментарий к статье 73 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Лишение свободы является одним из наиболее строгих и наиболее часто применяемых видов уголовного наказания. Поэтому его исполнение требует тщательной и детальной регламентации на уровне закона. Это обусловлено, во-первых, необходимостью обеспечения защиты прав и законных интересов осужденных, отбывающих рассматриваемое наказание, установления максимальных гарантий их соблюдения администрацией учреждений, исполняющих лишение свободы, и, во-вторых, необходимостью предоставления администрации этих учреждений четких правовых условий исполнения наказания, правовых средств воздействия на осужденных в целях должного исполнения наказания, обеспечения соблюдения порядка и условий его отбывания, достижения целей, стоящих перед наказанием.

2. В гл. 11 УИК РФ регламентируются общие принципиальные положения исполнения наказания в виде лишения свободы; о местах отбывания лишения свободы, видах исправительных учреждений, направлении осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перемещении, оставлении осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, изменении вида исправительного учреждения и др.

В последующих нормах Кодекса эти положения развиваются, дополняются, уточняются применительно к различным сторонам исполнения наказания в виде лишения свободы.

3. В ч. 1 комментируемой статьи закреплено важное положение об отбывании осужденными к лишению свободы наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Эта позиция имеет принципиальное значение для достижения такой цели наказания, как исправление осужденных. Дело в том, что отбывание наказания в виде лишения свободы связано с изоляцией от общества, от семьи, родных, трудового коллектива. В период отбывания наказания эти связи могут поддерживаться, например при свиданиях с родственниками, отправлении посылок и бандеролей, выездах в отпуск и в иных формах. Однако такое поддержание социально полезных связей становится затруднительным, если осужденный отбывает наказание далеко от места жительства. В этих случаях поддержание контактов может быть сопряжено с существенными материальными затратами, что не все граждане могут себе позволить. В таких условиях не всегда имеется возможность поддержания нужных контактов с осужденным, в ряде случаев они прерываются, семьи осужденных распадаются. В дальнейшем все это осложняет ресоциализацию осужденных. Недопущению подобных негативных явлений и служит правило об отбывании наказания в исправительном учреждении, расположенном в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором осужденные проживали. Вторым его положительным моментом является то, что при отбывании лишения свободы по месту жительства в пределах субъекта Федерации существенно сокращаются расходы государства по перевозке осужденных.

4. Отбывание наказания по месту осуждения также способствует сокращению дорогостоящих перевозок осужденных. Оно целесообразно и тогда, когда осужденный не имел постоянного места жительства. Вместе с тем если место осуждения не совпадает с регионом места жительства осужденного, то это не исключает возможности направления его для отбывания наказания в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Федерации, где осужденный ранее проживал. Подобное решение вопроса возможно по ходатайству осужденного или его родственников и по согласованию с вышестоящими органами управления ФСИН.

5. Из общего правила об отбывании наказания по месту жительства закон делает некоторые исключения. Эти исключения основываются на необходимости и обязанности государства в период отбывания наказания принимать меры по обеспечению здоровья осужденного и его безопасности. Поэтому, если, например, климатические условия по месту отбывания наказания противопоказаны осужденному, отрицательно сказываются на его здоровье, то на основании заключения врачебной комиссии он может быть переведен в исправительное учреждение, расположенное в иной климатической зоне.

Возможно также и направление осужденного в лечебно-профилактические учреждения или лечебные исправительные учреждения, расположенные за пределами субъекта Федерации, где ранее он проживал, если осужденному требуется обязательное лечение.

Закон предусматривает возможность перевода в иное исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Федерации, и в тех случаях, когда возникает угроза личной безопасности осужденного.

Перевод в рассмотренных выше случаях может осуществляться без согласия осужденного.

Перевод осужденного в иное исправительное учреждение возможно и тогда, когда угроза состоянию здоровья или личной безопасности отсутствует. В этих ситуациях при переводе учитываются исключительные личные обстоятельства, например тяжелая болезнь родственников, наличие престарелых родителей, тяжелое материальное положение семьи и другие обстоятельства. В подобного рода случаях инициатива перевода принадлежит администрации исправительного учреждения, а перевод может быть осуществлен только с согласия осужденного.

6. Еще одним исключением из правила об отбывании наказания по месту жительства осужденного являются ситуации, когда на территории субъекта Федерации, где проживал осужденный или где он был осужден, отсутствуют исправительные учреждения соответствующего вида или отсутствует возможность размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях.

В настоящее время не во всех субъектах Федерации созданы и функционируют исправительные учреждения всех видов. Их создание в каждом субъекте Федерации невозможно и нецелесообразно. Например, не в каждом субъекте Федерации имеются исправительные учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы в отношении женщин, несовершеннолетних, бывших работников судов и правоохранительных органов. Эти категории осужденных малочисленны, и поэтому соответствующие исправительные учреждения создаются для нескольких регионов. В связи с этим осужденные указанных и ряда других категорий направляются для отбывания наказания в те субъекты, где необходимые учреждения имеются.

Кроме того, в отдельных случаях может иметь место ситуация, когда исправительные учреждения, расположенные в субъекте Федерации по месту жительства осужденного или месту его осуждения, переполнены и не способны принять новых осужденных.

Поэтому при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

7. Последнее исключение из правила отбывания наказания по месту жительства или месту осуждения связано с личностью осужденного, а также характером и тяжестью совершенного им преступления. Эти факторы обусловливают необходимость организации строгой изоляции наиболее опасных осужденных, усиленного надзора и контроля за их поведением, принятия повышенных мер их охраны и обеспечения безопасности персонала. К числу таких осужденных закон относит осужденных за преступления, предусмотренные ст. 126, ч. ч. 2 и 3 ст. 127.1, ст. ст. 205 - 206, ч. 1 ст. 208, ст. ст. 209 - 211, 275, 277 - 279, 281, 317, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 360 УК РФ, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, осужденных к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы. Указанные категории осужденных не очень многочисленны, и они направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Комментарии и консультации юристов по ст. 73 УИК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 73 УИК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта