Статья 170. Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом

Регистрация заведомо незаконных сделок с недвижимым имуществом, умышленное искажение сведений государственного кадастра недвижимости и (или) Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а равно занижение кадастровой стоимости объектов недвижимости, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, -наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 170 Уголовного Кодекса РФ

1. Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение не только экологических систем, но и способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности (ст. 12 ЗК РФ).

2. Преступление нарушает установленный порядок земельных отношений, т.е. отношения по использованию и охране земель в РФ (ст. 3 ЗК). Важно предпосылкой рационального использования и охраны земли является государственный учет и порядок гражданского оборота земель, установленный федеральными законами и подзаконными актами.

3. Преступление может быть совершено в трех формах преступной деятельности: а) регистрация заведомо незаконных сделок с землей; б) искажение сведений государственного кадастра недвижимости; в) умышленное занижение размеров платежей на землю.

4. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей существенно нарушает земельные отношения. ГК относит земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, участки леса и все, что прочно связано с землей, к недвижимым вещам (ст. 130 ГК РФ). Из содержания ст. 131 ГК и других гражданско-правовых норм вытекает, что земля может находиться в хозяйственном обороте в тех пределах, в каких это установлено законом. Она может быть предметом купли-продажи, сдаваться в аренду, в залог для получения банковских кредитов, вноситься в качестве доли в уставный капитал коммерческой организации, передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление и, следовательно, быть предметом в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому любая сделка с землей подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 164 ГК и ст. ст. 25, 26 ЗК) в соответствии с требованиями, установленными в нормах гражданского права. Порядок регистрации различных сделок с землей определяется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ). Регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы - Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Министерства экономического развития РФ (Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии"). Факт регистрации является единственным основанием для получения свидетельства о праве собственности на землю. Регистрация сделок с землей с умышленным отступлением от правил является незаконной и может привести к выведению части земель из сельскохозяйственного оборота, к нарушению права собственности других лиц.

Земли в Российской Федерации подразделяются на категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (ст. 7 ЗК РФ). Правовой режим и порядок разрешенного использования земель определяются исходя из их принадлежности к той или иной категории. Перевод земель из одной категории в другую возможен только в соответствии с федеральным законом (Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"). Земли сельскохозяйственного назначения, как наиболее ценная категория, не могут быть предметом купли-продажи с изменением их назначения. Статья 78 ЗК перечисляет физических и юридических лиц, которые могут быть собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков сельскохозяйственного назначения. Выделение и продажа такого земельного участка гражданину, например, для жилищного строительства или юридическому лицу для возведения промышленного комплекса или культурно-развлекательного центра будет нарушением закона. Регистрация такой заведомо незаконной сделки по корыстным мотивам образует содержание первой формы преступной деятельности, предусмотренной ст. 170 УК. Равным образом не может быть зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный на особо охраняемой территории, и в иных случаях, предусмотренных нормами ЗК.

5. Искажение сведений государственного кадастра недвижимости выражается в сознательной фальсификации учетных данных при помощи ложных записей или частичных подделок в Едином государственном кадастре недвижимости. Государственная регистрация прав на земельный участок и сделок с ним производится по установленной законом системе записей о правах на каждый объект недвижимости в Едином государственном кадастре недвижимости (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ)). Единый государственный кадастр недвижимости содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимости, в том числе и на земельные участки, включает данные об этих объектах и сведения о правообладателях. Обязательным приложением к документам, необходимым для регистрации прав на земельный участок, является кадастровый план данного земельного участка (паспорт земельного участка), который содержит в графической или текстовой форме описание местоположения и установление на местности границ регистрируемого земельного участка и другие его индивидуальные характеристики. В целях государственного и муниципального управления земельными ресурсами в Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет земель и земельных участков специальной службой кадастрового учета (ст. 70 ЗК (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ)). Государственный кадастровый учет представляет собой систему сведений, включающих описание и индивидуализацию земельных участков на основе картографического материала, дистанционного зондирования и измерений, полученных на местности, а также сведения о территориальных зонах (кадастровый округ, кадастровый район, кадастровый квартал), о категориях земель, об их экономической оценке и стоимости в составе природных ресурсов и других характеристиках (ст. 20 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (в ред. Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ)).

Умышленное искажение содержания кадастрового плана или межевого дела в отношении границ земельного участка, схемы его расположения, размеров площади, подделка в акте согласования границ земельного участка с другими землепользователями или в техническом паспорте объекта недвижимости, привязанного к земельному участку (дома, других построек), или включение ложных сведений о правоустанавливающих документах, которые являются основанием для регистрации (например, использование поддельного свидетельства о праве на наследство), характеризуют преступление в форме искажения сведений государственного кадастра недвижимости. Искажение учетных данных в отношении категории земельного участка, его размера, целевого назначения или правового положения неизменно повлечет за собой другие нарушения в сфере экономических отношений, например занижение или завышение нормативной цены земли, установленной для покупки, для получения банковского кредита под залог земельного участка, для определения размеров налога, арендной платы и т.д. В случае искажения сведений о целевом назначении земли (земельный участок сельскохозяйственного назначения определяется как городская земля) нарушается разрешительная система землепользования, что может повлечь за собой заключение незаконной сделки о купле-продаже земли.

6. Умышленное занижение размеров платежей за землю заключается в занижении всех видов платы за пользование землей. Платность является основным принципом природопользования (п. 7 ст. 1 ЗК). Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю", ст. ст. 65 - 66 НК регулируют отношения по плате за землю. Формами платы являются: налог на недвижимость (ранее - земельный налог), арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным налогом на недвижимость. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков или для получения банковского кредита под залог земли устанавливается нормативная цена земли. При определении размера налога на недвижимость, базовых размеров арендной платы и нормативной цены земли учитывается кадастровая оценка земли (Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" // Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. N 56 с изменениями и дополнениями от 21 апреля 2003 г.), которая устанавливается не чаще чем один раз в три года и не реже чем один раз в пять лет.

В соответствии с законом органам исполнительной власти и местного самоуправления предоставлено право с учетом условий размещения земельных участков повышать или понижать ставки налога для отдельных плательщиков. Умышленное занижение размеров платежей за землю должностным лицом государственного или муниципального органа путем уменьшения налогооблагаемой базы, занижения категории земли, изменения назначения земельного участка (например, вместо пашни указано "под выпас скота") или незаконного применения льгот образуют признаки данного преступления.

7. Преступление совершается с прямым умыслом. Обязательным признаком является мотив корыстной или иной личной заинтересованности. При отсутствии данных признаков нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности влечет административную ответственность по ст. 14.35 КоАП.

8. Ответственности подлежат должностные лица, уполномоченные регулировать земельные отношения и исполнять контролирующие функции, которые, используя свое служебное положение, совершают действия, нарушающие закон: регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должностное лицо кадастровой службы и землеустройства, должностные лица органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (местной администрации), налоговой службы.

Комментарии и консультации юристов по ст. 170 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 170 УК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта