Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации

1. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в частях третьей и пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт продовольственных товаров без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны (за исключением продукции, указанной в части пятой настоящей статьи), совершенные в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

5. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, а также немаркированных табачных изделий, подлежащих маркировке специальными (акцизными) марками, совершенные в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в особо крупном размере, -

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в частях третьей и четвертой настоящей статьи признается стоимость немаркированных продовольственных товаров, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

2. Крупным размером в частях пятой и шестой настоящей статьи признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и (или) немаркированных табачных изделий, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

Комментарий к статье 171.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Общественная опасность данного преступления состоит в том, что деяния, предусмотренные настоящей нормой, нарушают установленный порядок осуществления нормальной (соответствующей нормам права) экономической деятельности, а также нарушают права и свободы других хозяйствующих субъектов. Предмет преступления - товары и продукция, подлежащие обязательной маркировке.

2. Преступление характеризуется пятью формами преступной деятельности. Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является крупный размер стоимости немаркированных товаров или продукции. В соответствии с примечанием к ст. 169 УК крупным размером признается стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая 1,5 млн. руб. на момент совершения преступления. Выпуск организацией-производителем товаров и продукции без маркировки или продажа немаркированных товаров и продукции в меньших размерах влечет административную ответственность (ст. 15.12 КоАП РФ).

3. Производство немаркированных товаров или продукции означает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (зарегистрированные или незарегистрированные) производят для сбыта товары или продукцию, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, но уклоняются от этого обязательного требования, т.е. выпускают неучтенную продукцию. Для нормального функционирования экономических отношений в сфере производства, торговли и услуг законами и подзаконными актами РФ установлен порядок маркировки товаров и продукции. Общий порядок маркировки предусмотрен нормами главы 76 ГК, который включает товарный знак изготовителя, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или продукции, номер изделия, дату изготовления или выпуска, а также срок годности в тех случаях, когда это требуется, например при производстве пищевых продуктов и лекарств. Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения (словесные, изобразительные, объемные и другие или их комбинации, выполненные и зарегистрированные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков), необходимые для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридическими или физическими лицами (ст. ст. 1477 и 1482 ГК). Наименование места происхождения товара - это обозначение товара, содержащее наименование страны, населенного пункта, другого географического объекта, связанного с местом его изготовления. Указанные обозначения должны быть использованы на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации при введении товара в гражданский оборот (ст. 1516 ГК РФ). Другие законы и подзаконные акты РФ предусматривают специальные виды маркировки товаров и продукции марками акцизного сбора, специальными марками и знаками соответствия техническим стандартам, условиям изготовления и образцам. Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем. Акцизным сбором облагаются товары повышенного спроса: винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, определенные виды минерального сырья и др. (ст. 181 НК РФ). Специальными марками маркируются алкогольная продукция, табак и табачные изделия для подтверждения легальности производства данной продукции на территории РФ. Сертификат соответствия и декларация о соответствии - это документы, подтверждающие соответствие продукции установленным техническим стандартам, условиям изготовления и образцам. Все знаки, которыми маркируется продукция, должны быть обеспечены специальными средствами защиты. Знаками соответствия маркируются компьютерная техника, телевизоры, видеомагнитофоны, радиоприемники и другая техника.

Нормативными актами Российской Федерации установлена и введена в действие Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых предусмотрена обязательная сертификация, и Номенклатура продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. Федеральных законов от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ и N 385-ФЗ) устанавливает единый порядок правового регулирования отношений в области требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации, утилизации, выполнению работ и оказанию услуг. Закон предусматривает замену в течение семи лет государственных стандартов техническими регламентами, включающими новые требования к продукции, и переименование знака соответствия в знак обращения на рынок (ст. 27 указанного Закона). Каждый технический регламент будет иметь статус закона. Так, в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" 22 декабря 2008 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон, устанавливающий Технический регламент на табачную продукцию (N 268-ФЗ). Объектом регулирования является табачная продукция, реализуемая на территории Российской Федерации, ее виды (табак, сырье для изготовления табачных изделий, конкретные виды табачных изделий: сигарета, сигара, сигарилла, папироса и т.д.), требования к табачной продукции, правила ее идентификации и оценки соответствия табачной продукции требованиям закона (ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ).

Табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. Реализация на территории России табачной продукции без специальной маркировки не допускается (п. п. 2 и 5 ст. 4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ). Порядок изготовления специальных акцизных марок, их образцы и цена, правила хранения и порядок их уничтожения установлены Постановлением Правительства РФ от 26 января 2010 г. N 27. Изготовление специальных марок возложено на Федеральное государственное унитарное предприятие "Гознак"; обеспечение порядка алкогольного рынка - на Федеральную налоговую службу (п. п. 3 и 6 указанного Постановления) и Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2010 г. N 106). С 1 января 2011 г. производство табачной продукции без ее маркировки марками нового акцизного сбора запрещается, а с 1 января 2012 г. запрещается реализация табачной продукции, маркированной марками старого образца, установленного Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 648 (п. 9 указанного Постановления).

Федеральными законами от 27 декабря 2009 г. N 347-ФЗ и от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ были утверждены (соответственно) Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования и Технический регламент безопасности зданий и сооружений. На протяжении 2008 - 2009 гг. были приняты и некоторые другие технические регламенты.

До принятия технических регламентов по другим видам продукции действуют обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, установленные нормативными правовыми актами РФ, принятыми ранее и принимаемыми в настоящее время в виде технических регламентов, утвержденных постановлением Правительства РФ или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также знаков соответствия или сертификатов (ст. ст. 15, 20, 22 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"; см. также: Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением возможности замены обязательной сертификации декларированием соответствия"; Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2008 г. N 1038 "О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и в перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия").

4. Приобретение немаркированных товаров или продукции - это покупка, получение в качестве подарка, взамен на другой товар или за предоставление какой-либо услуги для дальнейшего сбыта. Хранение - временное складывание в каком-либо помещении немаркированных товаров или продукции для дальнейшего сбыта. Перевозка - это перемещение немаркированных товаров или продукции от места их приобретения к месту хранения или от места хранения к месту сбыта. Сбыт немаркированных товаров означает продажу, предоставление в качестве оплаты за услугу, дарение, дачу взаймы.

5. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы и цели преступления не указаны в законе, но, как правило, они корыстные. Применительно к первым четырем формам преступной деятельности в норме указана специальная цель - сбыт.

6. Ответственности подлежат индивидуальный предприниматель, руководители производственных или торговых организаций.

7. Часть 2 ст. 171.1 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой; б) совершение преступления в особо крупном размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК, особо крупного размера - в примечании к ст. 169 УК: он составляет сумму, превышающую 6 млн. руб.

Комментарии и консультации юристов по ст. 171.1 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 171.1 УК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта