Статья 188. Утратила силу

Утратила силу

Комментарий к статье 188 Уголовного Кодекса РФ

1. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что оно нарушает отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля.

2. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 ГК РФ такими предметами являются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия и т.д. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, могут быть вещи, не являющиеся товарами, для которых законодательством установлен определенный порядок и правила их перемещения через таможенную границу Российской Федерации, например: рукопись научной статьи или иной объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, модель, промышленный образец. Предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных Таможенным кодексом 2003 г. (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ) и Положением о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 783, правил в отношении количества и стоимости товаров, порядка их оформления и уплаты таможенных платежей (Приказ Федеральной таможенной службы от 26 сентября 2008 г. N 1202, устанавливающий требования к заполнению грузовой таможенной декларации). Перемещение тех же предметов, предназначенных для предпринимательской деятельности, регулируется Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами".

Часть 2 ст. 188 УК устанавливает ответственность за контрабанду предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения их через таможенную границу Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле"; Указами Президента РФ от 5 мая 2004 г. N 580 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" и от 4 декабря 2008 г. N 1726 о внесении изменений в этот Список. Положением об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 447 (с изм. от 30 декабря 2008 г. N 1079). Порядок осуществления специального контроля регулируется Регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 12 мая 2005 г. N 167 (с изм. от 25 января 2010 г. N 19) и другими нормативными правовыми документами.

Для уяснения понятий контрабанды, предусмотренной ст. 188 УК, целесообразно обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" (БВС РФ. 2008. N 8. С. 3 - 8).

3. Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 188 УК, характеризуются действиями, выражающимися в незаконном перемещении через таможенную границу товаров и иных предметов. Перемещение через таможенную границу в соответствии с п. 7 ст. 11, ст. ст. 291, 309, 310 и 314 ТК означает: а) ввоз на таможенную территорию; б) вывоз с таможенной территории; в) пересылка почтой; г) использование трубопровода или линий электропередач. Таможенная территория РФ включает сухопутную территорию, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство, искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации, ограниченные таможенной границей. В случаях, предусмотренных ТК, таможенной территорией могут считаться свободные таможенные зоны и свободные склады, расположенные за пределами таможенной границы. Пределы таможенной территории РФ являются таможенной границей, которая частично совпадает с Государственной границей РФ (ст. 2 ТК РФ). Ввоз товаров, предметов и транспортных средств связан с фактическим их перемещением через таможенную границу. Под вывозом понимается подача таможенной декларации и совершение других действий (вход, въезд физического лица, выезжающего из РФ, в зону таможенного контроля, в пункт пропуска, сдача предметов транспортным органам либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории) до фактического пересечения таможенной границы (п. п. 8 и 9 ст. 11 ТК), а также пересечение таможенной границы вне установленных мест (п. п. 4, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. "О судебной практике по делам о контрабанде").

Перемещение признается незаконным, когда ввоз и вывоз указанных предметов осуществляются одним из указанных в законе способов. УК называет шесть способов совершения преступления.

4. Перемещение помимо таможенного контроля означает совершение любых действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, т.е. физическое перемещение товаров и иных предметов через Государственную границу РФ вне таможенных постов, вне времени, установленного для оформления. При ввозе преступление совершается вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или без разрешения таможенного органа, если международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством не предусмотрено свободное движение товаров через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля (ч. 1 п. 8 Постановления от 27 мая 2008 г. N 6).

Перемещение с сокрытием от таможенного контроля означает совершение любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров или иных предметов либо утаить их подлинные свойства или количество (использование тайников, специально изготовленных или приспособленных, сокрытие в полостях человеческого тела, придание одним предметам вида других и т.д.) (ч. 2 п. 8 указанного Постановления).

Под обманным использованием документов понимается представление органу таможенного контроля в качестве оснований для перемещения через таможенную границу предметов, заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем либо относящихся к другим товарам. Имеются в виду документы, выданные таможенными органами (накладные, багажные квитанции, акты выгрузки товара и т.д.) или оформленные с их участием (лицензии, сертификаты). Обманное использование средств таможенной идентификации означает предъявление таможенному органу в качестве условий перемещения товаров через таможенную границу поддельных печатей, штампов, пломб, цифровой или буквенной маркировки и других средств идентификации, указанных в ст. 83 ТК, для индивидуализации предметов, а также в целях недопущения их взлома (п. 9 указанного Постановления).

Перемещение с недекларированием товаров и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу, означает умышленное незаявление о них по установленной форме в таможенной декларации, что является обязательным для принятия решения таможенным органом об исчислении размеров таможенных платежей и в других целях. Перемещение с недостоверным декларированием означает, что перевозимые предметы задекларированы, но под другим наименованием, декларация содержит ложные сведения: например, изделия из драгоценных металлов задекларированы как бижутерия (п. 10 указанного Постановления).

5. Момент окончания преступления имеет свои особенности при ввозе и вывозе предметов, а также в зависимости от способа его совершения и времени пересечения. При ввозе преступление признается оконченным с момента перемещения предметов через таможенную границу (Государственную границу), если перемещение предметов совершено помимо таможенного контроля, вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ, вне коридора пропуска, установленного для следования товаров к месту прибытия, если пункт пропуска установлен не на границе, а в глубине таможенной территории РФ (ч. 4 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6). Контрабанду, совершенную с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо недекларированием или недостоверным декларированием, следует считать оконченным преступлением с момента пресечения перемещения товаров и иных предметов в связи с обнаружением этого факта, в том числе в момент представления таможенному органу указанных документов (при внутреннем таможенном транзите, в момент помещения товара под таможенный режим либо при выпуске товара). В тех случаях, когда преступные действия не были обнаружены в процессе перемещения товаров или иных предметов, преступление считается оконченным с момента принятия таможенным органом решения о выпуске товаров или иных предметов либо с момента фактического выведения этих предметов из-под таможенного контроля (ч. ч. 2 и 3 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда от 27 мая 2008 г. N 6). При вывозе товаров или иных предметов контрабанда будет признана оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, при ее подаче или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, до фактического пересечения ими таможенной границы. Закон считает таковыми действиями: вход или въезд физического лица, выезжающего из России, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ, сдачу товаров транспортным организациям или организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправления за пределы РФ либо фактическое пересечение товарами и транспортными средствами вне установленных мест (п. 9 ч. 1 ст. 11 ТК; п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6).

6. Обязательным признаком объективной стороны контрабанды, предусмотренной ч. 1 ст. 188 УК, является крупный размер, понятие которого дается в примечании к ст. 169 УК. Это сумма, превышающая 1,5 млн. руб. Незаконное перемещение товаров и других предметов через таможенную границу на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. ст. 16.1 и 16.2 КоАП). Определяя размер контрабанды, следует исходить из таможенной стоимости товара, незаконно перемещенного через таможенную границу (т.е. фактически из стоимости его приобретения), а в случае отсутствия таких цен - из рыночной стоимости товаров или устанавливать ее на основании заключения экспертов (ч. 3 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6; Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П). При решении вопроса о виновности лица в контрабанде иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, дорожных чеков, ценных бумаг и валютных ценностей следует иметь в виду, что ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 150-ФЗ) определяет сумму наличной иностранной валюты, единовременно ввозимой в Российскую Федерацию или вывозимой из нее, не подлежащей декларированию таможенному органу. В настоящее время эта сумма исчисляется в эквиваленте 3000 долл. США. Сумма, превышающая этот предел, но не более 10000 долл. США, должна быть обязательно задекларирована. Поэтому крупный размер контрабанды будет исчисляться не из всей суммы перевозимой иностранной валюты, не заявленной в декларации, а из той ее части, которая превышает размер дозволенного ввоза или вывоза без декларирования (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 8-П; п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6); аналогичный подход следует применять к незаконно перемещаемым товарам (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. N 15-П).

Незаконное перемещение через таможенную границу РФ предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК, даже в малых размерах образует уголовно наказуемую контрабанду, поскольку такие действия могут представлять угрозу для мира и безопасности людей.

7. Преступление совершается с прямым умыслом.

8. Субъект преступления: для ч. 1 ст. 188 УК - лицо, достигшее возраста 16 лет; для ч. ч. 2 и 3 ст. 188 УК - должностные лица государственных органов и организаций, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих организациях, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление внешнеторговой деятельности.

9. Часть 3 ст. 188 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения (это могут быть должностные лица таможенных органов, другие должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов, или должностные лица, освобожденные в соответствии со ст. 386 ТК от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды); контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК; б) совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Насилие может выражаться в виде побоев, причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью, связывания. В том случае, если насилие выразилось в причинении тяжкого вреда здоровью или убийстве, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: по п. "в" ч. 3 ст. 188 и ст. 111 или п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

10. Часть 4 ст. 188 предусматривает ответственность за контрабанду, совершенную организованной группой, понятие которой дается в ч. 3 ст. 35 УК. В состав такой группы могут входить рядовые граждане, должностные лица органов государственной власти, правоохранительных органов, таможенной службы. По ч. 4 ст. 188 УК квалифицируются действия всех участников организованной группы, в том числе и тех, кто непосредственно не перемещал товары и иные предметы через таможенную границу, а, например, закупал товары за границей для ввоза их в Российскую Федерацию, подделывал документы или содействовал перемещению предметов в пункте таможенного контроля (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6).

Комментарии и консультации юристов по ст. 188 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 188 УК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта