Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к статье 285.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Преступления, предусмотренные ст. ст. 285.1 и 285.2 УК, помимо соответствующей закону деятельности властного публичного аппарата, посягают на отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, и на принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. ст. 1, 28, 38 БК).

2. Бюджетом является форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В РФ существует трехуровневая бюджетная система, включающая в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (ст. 10 БК РФ).

3. Объективная сторона рассматриваемого преступления представлена действием - расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Расходование бюджетных средств - это процедура финансирования, технически осуществляемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере санкционированного денежного обязательства в пользу физических и юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права (ст. 219 БК). Санкционирование денежного обязательства осуществляется органом, обеспечивающим кассовое обслуживание исполнения бюджета (Федеральное казначейство и его органы на местах, а при определенных бюджетным законодательством условиях - финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления), после проверки соответствия заявки на кассовый расход и иных представленных получателем бюджетных средств документов (так называемые "документы-основания", например те или иные договоры) действующим кодам бюджетной классификации, установленным предельным размерам авансовых платежей, остаткам соответствующих лимитов бюджетных обязательств и проч. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета установлен Приказом Министерства финансов РФ от 1 сентября 2008 г. Оно осуществляется в форме разрешительной надписи (акцепта), производимой уполномоченным работником органа, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджета. Следовательно, расходование бюджетных средств представляет собой процесс, состоящий из трех этапов: 1) принятие получателем бюджетных средств бюджетного обязательства путем заключения соответствующего договора, контракта; 2) подтверждение и санкционирование оплаты денежного обязательства; 3) списание денежных средств со счета. Указанное обстоятельство необходимо иметь в виду при решении вопроса о моменте окончания анализируемого преступления.

4. Нецелевым согласно диспозиции комментируемой статьи является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в следующих документах: а) утвержденный бюджет соответствующего уровня; б) бюджетная роспись; в) уведомление о бюджетных ассигнованиях; г) смета доходов и расходов; д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств, например уведомление о лимитах бюджетных обязательств (см. ст. 6 БК и письмо Министерства финансов РФ от 9 сентября 2008 г.).

В общем виде формы расходов бюджетов, т.е. цели, на финансирование которых могут направляться бюджетные средства, действующим законодательством классифицированы на разделы и подразделы, единые для всех бюджетов бюджетной системы России. Это, например, общегосударственные вопросы (судебная система, фундаментальные исследования и проч.), национальная оборона (мобилизационная подготовка экономики, ядерно-оружейный комплекс), жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. (ст. 21 БК). Бюджет соответствующего уровня, предусматривающий величину расходования бюджетных средств и цели, на финансирование которых они направляются (ст. 184.1 БК), принимается ежегодно на очередной финансовый год и плановый период в порядке, установленном разделом VII БК.

Исполнение бюджетов осуществляется на основе бюджетной росписи. Это документ, который составляется и ведется главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в целях исполнения бюджета по расходам. В ней устанавливается распределение бюджетных ассигнований между нижестоящими распорядителями и получателями бюджетных средств; ее показатели доводятся до получателей до начала соответствующего финансового года (ст. 219.1 БК).

Уведомление о бюджетных ассигнованиях ранее являлось формой доведения показателей сводной бюджетной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Оно служило отправной точкой при самостоятельной разработке каждым получателем бюджетных средств сметы доходов и расходов (ст. ст. 220 - 221 БК в редакции до принятия Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ). Действующее законодательство, хотя и сохраняет само понятие уведомления о бюджетных ассигнованиях в контексте отдельных фактически ненаказуемых бюджетных правонарушений (см. ст. ст. 283, 294, 296 БК), не предусматривает, что показатели бюджетной росписи доводятся до получателей именно в такой форме (ч. 5 ст. 217 и ч. 2 ст. 219.1 БК). В настоящее время доведение показателей бюджетной росписи до получателей бюджетных средств осуществляется в форме уведомлений о лимитах бюджетных обязательств и предельных объемах финансирования.

Сведения о целях и объемах расходования бюджетных средств непосредственно каждым учреждением, государственным органом, органом местного самоуправления содержатся в бюджетной смете (ст. ст. 161 и 221 БК РФ), которая составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном соответствующим главным распорядителем бюджетных средств на основе общих требований, предусмотренных Приказом Министерства финансов РФ от 20 ноября 2007 г. N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений".

5. Конкретными проявлениями нецелевого расходования бюджетных средств являются финансирование расходов, не включенных в смету расходов и доходов; финансирование расходов, ошибочно включенных в смету, когда она не соответствует уведомлению о бюджетных ассигнованиях и иным документам, указанным выше; финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов и т.п.

6. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета.

7. От административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, данное преступление отличается, во-первых, крупным размером, а во-вторых, тем, что оно не может быть совершено юридическим лицом. В соответствии с примечанием к комментируемой статье крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

8. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом.

9. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. п. п. 8 - 11 комментария к ст. 285) получателя бюджетных средств. Получатель бюджетных средств - орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях (см. комментарий к ст. 201 УК), имеющих право на получение, например, субвенций из бюджета, не являются субъектом рассматриваемого преступления.

10. Поскольку при отсутствии разрешительной надписи расходование средств состояться не может, совершение оконченного преступления мыслимо лишь в случае ошибки либо халатности, допущенных при подтверждении денежного обязательства должностными лицами органа, исполняющего бюджет. В тех же случаях, когда должностные лица исполняющего бюджет органа, при отсутствии оснований для расходования бюджетных средств, умышленно и согласованно с должностным лицом получателя осуществляют разрешительную надпись, они должны нести ответственность за пособничество в совершении рассматриваемого преступления. В теоретически мыслимой ситуации умышленного совершения должностным лицом исполняющего бюджет органа разрешительной надписи при отсутствии признаков соучастия в анализируемом преступлении оно должно отвечать по ст. 285 УК.

11. Нецелевое расходование бюджетных средств считается совершенным группой лиц по предварительному сговору (п. "а" ч. 2 ст. 285.1 УК), если в его совершении участвовали два или более должностных лица получателя бюджетных средств, имея о том предварительную договоренность (например, директор и главный бухгалтер государственного учреждения). Сама специфика расходования бюджетных средств такова, что единоличное совершение рассматриваемого преступления маловероятно. Так, в силу п. 3 уже упоминавшегося Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств заявка на кассовый расход подписывается руководителем и главным бухгалтером либо иными уполномоченными руководителем получателя бюджетных средств лицами.

12. Особо крупным размером (п. "б" ч. 2 ст. 285.1 УК) признается сумма бюджетных средств, превышающая 7 млн. 500 тыс. руб.

13. Не может квалифицироваться как нецелевое расходование бюджетных средств размещение бюджетных средств на банковских депозитах и передача их в доверительное управление с нарушением правил, установленных бюджетным законодательством, а равно нецелевое использование должностными лицами Министерства финансов РФ или Центрального банка средств Фонда национального благосостояния. При наличии к тому оснований содеянное следует квалифицировать как превышение должностных полномочий (см. комментарий к ст. 286). В случае нецелевого использования средств Фонда национального благосостояния сотрудниками специализированных финансовых организаций (ст. 96.11 БК РФ) они привлекаются к уголовной ответственности по ст. 201 УК (см. комментарий к ней). Если расходование бюджетных средств явилось способом безвозмездного противоправного обращения их в пользу виновного или других лиц, содеянное следует квалифицировать в зависимости от обстоятельств по ч. 4 ст. 159 или ч. 4 ст. 160 УК (см. комментарий к ним).

Комментарии и консультации юристов по ст. 285.1 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 285.1 УК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта