Статья 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

1. Расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 285.2 Уголовного Кодекса РФ

1. Предметом рассматриваемого преступления являются средства государственных внебюджетных фондов, являющиеся в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования" разновидностью средств обязательного социального страхования. Эти средства находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования. В соответствии со ст. 19 указанного Закона денежные средства бюджетов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и бюджетах обязательного социального страхования на очередной финансовый год.

2. В настоящее время в Российской Федерации существует три разновидности государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

3. Задачи, структура, полномочия и порядок деятельности этих фондов регулируются значительным числом нормативных правовых актов.

Так, деятельность Пенсионного фонда РФ регулируется Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях", от 24 июля 2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г.), Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2005 г. "О финансировании в 2005 году расходов на осуществление дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров" и т.п.

Деятельность Фонда социального страхования регламентирована Федеральными законами от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", от 31 декабря 2002 г. "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", Законом РФ от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г., и т.п.

Деятельность Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования регулируется Законом РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г.), Уставом Фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. (в редакции от 27 октября 2008 г.), Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным Постановлением ФФОМС от 5 апреля 2001 г., и т.п.

Указанные и иные нормативные правовые акты предусматривают перечень мероприятий в сфере обязательного социального страхования, финансирование которых осуществляется за счет средств государственных внебюджетных фондов, и порядок распоряжения соответствующими средствами.

4. Отдельные статьи расходов с указанием объема ассигнований ежегодно предусматриваются федеральными законами о бюджетах соответствующих фондов на предстоящий год и плановый период, содержащими, как правило, нормы, определяющие порядок распоряжения временно свободными средствами.

5. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действием - расходованием средств государственных внебюджетных фондов на цели, не предусмотренные указанными выше нормативными правовыми актами.

Расходование средств - процедура финансирования определенных мероприятий, заключающаяся в направлении в банк платежного документа с последующим списанием средств со счета. В отличие от расходования бюджетных средств расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется фондами самостоятельно - без процедуры контроля со стороны должностных лиц финансовых органов, поскольку ст. ст. 148 и 215.1 БК, предусматривающие кассовое обслуживание исполнения бюджетов этих фондов Федеральным казначейством (см. ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. и ст. 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"), вводятся в действие лишь с 1 января 2010 г.

Конкретное проявление нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов зависит от специфики нарушенного виновным нормативного предписания. Например, нецелевым расходованием средств ПФР являются финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в части оказания адресной материальной помощи неработающим пенсионерам не за счет сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а за счет иных источников поступлений; размещение временно свободных средств резерва в ценные бумаги российских эмитентов, не обеспечиваемые государственной гарантией; направление остатков межбюджетных трансфертов на финансирование аппарата органов фонда в нарушение п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 ноября 2008 г. "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и т.п.

6. Преступление окончено в момент списания денежных средств со счета. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов влечет уголовную ответственность лишь в случае совершения этого деяния в крупном размере. Крупным размером расходования, согласно примечанию к ст. 285.1 УК, является сумма средств фонда, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

7. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. п. п. 8 - 11 комментария к ст. 285). По смыслу закона субъектом нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов может быть не любое должностное лицо, а лишь сотрудник фонда, обладающий статусом распорядителя соответствующих средств (руководитель и главный бухгалтер фонда или отделения фонда).

9. Не являются субъектом рассматриваемого преступления лица, выполняющие управленческие функции в управляющих компаниях, которым на основании Федерального закона от 24 июля 2002 г. "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской федерации" средства пенсионных накоплений по заявлениям застрахованных лиц переданы в доверительное управление. В случае нецелевого расходования указанных средств эти лица должны привлекаться к уголовной ответственности по ст. 201 УК.

10. О понятии группового (п. "а" ч. 2 ст. 285.2 УК) и совершенного в особо крупном размере (п. "б" ч. 2 ст. 285.2 УК) нецелевого расходования средств государственных внебюджетных фондов (см. п. п. 12 и 13 комментария к ст. 285.1 УК).

Комментарии и консультации юристов по ст. 285.2 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 285.2 УК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта