Статья 285.3. Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений

1. Умышленное внесение должностным лицом в один из единых государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заведомо недостоверных сведений, а равно умышленное уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в указанные единые государственные реестры, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации, -

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

Комментарий к статье 285.3 Уголовного Кодекса РФ

1. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, наряду с деяниями, предусмотренными ст. 292 и ч. 1 ст. 292.1 УК, является частным случаем злоупотребления должностными полномочиями.

2. Предметом преступления являются, во-первых, единые государственные реестры, предусмотренные позитивным законодательством Российской Федерации, во-вторых, подлежащие в соответствии с этим законодательством обязательному хранению документы, на основании которых в соответствующие реестры вносятся записи и (или) изменения.

3. В настоящее время в Российской Федерации законодательно предусмотрено существование двенадцати единых государственных реестров. Любой из них представляет собой систематизированный свод сведений, представленных в электронном виде и на бумажных носителях, формирование и ведение которого осуществляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти в публичных и частно-публичных целях (контрольных, фискальных, правоустанавливающих). Предметом преступления выступают все эти реестры, за исключением Государственного кадастра недвижимости (см. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и комментарий к ст. 170 УК). Это: а) Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); б) Единый государственный реестр юридических лиц; в) Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; г) Единый государственный реестр автомобильных дорог; д) Единый государственный реестр прав на воздушные суда; е) Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; ж) Единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков; з) Единый государственный реестр субъектов страхового дела; и) Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; к) Единый государственный реестр лотерей; л) Единый государственный реестр сертификатов ключей подписей.

4. Круг и содержание подлежащих обязательному хранению документов, на основании которых в единые государственные реестры вносятся записи и изменения, определяется законами, предусматривающими создание и ведение соответствующего реестра, а также принятыми во их исполнение подзаконными нормативными правовыми актами. Например, в отношении ЕГРП такие документы предусмотрены ст. ст. 12 - 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также утвержденными Правительством РФ и Минюстом России соответственно Правилами ведения этого реестра (см. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219) и Правилами ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов (см. Приказ Минюста России от 24 декабря 2001 г. N 343). Документы могут исходить от органа, отвечающего за ведение единого реестра (например, свидетельство), и от третьих лиц (участники подлежащей регистрации сделки представляют текст соответствующего договора и ряд иных документов в регистрирующий орган).

5. Объективная сторона преступления выражается альтернативно в следующих действиях: 1) внесение в реестр заведомо недостоверных сведений; 2) уничтожение документов, на основании которых в реестр были внесены запись или изменение; 3) подлог таких документов. Все эти действия могут быть связаны друг с другом, являясь эпизодами единого преступления. Однако для констатации оконченного преступления достаточно совершения любого из них, следовательно, при отсутствии единого умысла эти действия могут образовать друг с другом совокупность преступлений.

Внесение в реестр заведомо недостоверных сведений в качестве самостоятельного деяния может иметь место исключительно в форме искажения хранящейся на машинном носителе (в электронном виде) информации; в противном случае рассматриваемое деяние утрачивает самостоятельный характер, становясь тесно связанным с подлогом или уничтожением документов. Недостоверные сведения могут касаться любых фактических и (или) юридических обстоятельств, имеющих значение для целей ведения реестра (данные о лицах, даты совершения тех или иных действий, основание возникновения права и проч.). Противоправное удаление из реестра части хранящихся в электронном виде сведений само по себе не является оконченным преступлением, но может свидетельствовать о приготовлении (ненаказуемо в случае, предусмотренном частью 1 комментируемой статьи). При определенных условиях такое удаление сведений образует злоупотребление должностными полномочиями (см. п. 8 комментария к ст. 285 УК).

О понятии уничтожения документов см. комментарий к ст. 325 УК.

О понятии и разновидностях подлога документов см. комментарий к ст. 292 УК.

6. Преступление имеет формальный состав и окончено в момент фактического искажения данных единого реестра либо уничтожения соответствующего документа.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. В отличие от общих норм о должностном злоупотреблении и служебном подлоге мотивы на квалификацию не влияют.

8. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. комментарий к ст. 285 УК). Государственные служащие, не являющиеся должностными лицами, из корыстной или иной личной заинтересованности совершившие подлог официальных документов, являющихся составной частью соответствующего единого реестра, несут ответственность по ст. 292 УК.

9. Квалифицированный состав преступления предполагает его совершение группой должностных лиц по предварительному сговору. Не образует рассматриваемого признака соучастие (в том числе соисполнительство) лица, не отвечающего признакам должностного, в совершении рассматриваемого преступления.

10. Особо квалифицированный состав имеется в случае причинения соответствующим деянием тяжких последствий (см. п. 14 комментария к ст. 285 УК), психическое отношение к которым может выражаться в обеих формах вины.

Комментарии и консультации юристов по ст. 285.3 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 285.3 УК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта