Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Комментарий к статье 49 Земельного Кодекса РФ

1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд является действием, имеющим исключительный характер. Пункт 1 комментируемой статьи называет два основания возможного изъятия: необходимость выполнения международных обязательств РФ либо размещения перечисленных в комментируемой статье объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Исходя из содержания комментируемого пункта, основания изъятия федеральных и частных земель могут быть установлены только федеральными законами, дополнительные основания изъятия региональных и муниципальных земель - также и законами субъектов РФ. Например, на основании ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2014 г. на территории Краснодарского края допускается:

- изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов;

- изъятие земельных участков, находящихся в границах прилегающих к олимпийским объектам территорий, строительство и реконструкция объектов недвижимости на которых осуществляются исходя из принципа обеспечения единства архитектурно-планировочной организации г. Сочи как места проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр.

Особое основание определено для изъятия земельного участка под многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, входящего в состав территории, в отношении которой принято решение о развитии застроенной территории. Орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока такое заявление не будет подано в установленном законодательством порядке, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ). Данными положениями предусмотрен дополнительный юридический состав для изъятия соответствующих земельных участков и жилых помещений, включающий в себя два юридических факта: принятие органом местного самоуправления решения о развитии застроенной территории и отсутствие со стороны собственников жилых помещений, расположенных на такой территории, надлежаще поданных документов на снос, строительство или реконструкцию аварийного многоквартирного жилого дома, в котором расположены жилые помещения.

В случае необходимости изменения целевого назначения земельного участка в связи с его изъятием, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд перевод этого земельного участка из состава земель одной категории в другую осуществляется после его изъятия (выкупа). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления до предоставления заинтересованным гражданину или юридическому лицу изъятого, в том числе путем выкупа, земельного участка обязаны осуществить его перевод из состава земель определенной категории в категорию, обеспечивающую разрешенное использование этого земельного участка по целевому назначению (ст. 6 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую).

2. Об условиях и порядке изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд см. комментарий к ст. 55.

Комментарии и консультации юристов по ст. 49 ЗК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 49 ЗК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта