Статья 1180. Наследование вещей, ограниченно оборотоспособных

1. Принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.

2. Меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества.

При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.

Комментарий к статье 1180 Гражданского Кодекса РФ

1. Коммент. ст. посвящена особенностям наследования ограниченно оборотоспособных вещей. Согласно п. п. 1, 2 ст. 129 ГК большинство объектов гражданских прав отчуждается или переходит от одного лица к другому в порядке наследственного правопреемства либо иным способом свободно. Некоторые объекты (прямо указанные в законе) изъяты из оборота (в том числе из сферы наследования - абз. 1 п. 2 ст. 129 ГК), другие же (определенные в порядке, установленном законом) ограничены в обороте; последние закон делит на две категории: а) объекты, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота; б) объекты, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (абз. 2 п. 2 ст. 129 ГК). Упоминание в ст. 1180 об оружии, сильнодействующих и ядовитых веществах, наркотических и психотропных средствах (п. 1), а также о необходимости получения специального разрешения на унаследованные вещи, ограниченные в обороте (п. 2), в первом приближении свидетельствует о том, что имеется в виду вторая категория объектов, ограниченных в обороте, т.е. объекты, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. И все же содержащаяся в п. 1 ст. 1180 ссылка на другие ограниченно оборотоспособные вещи (и в связи с этим на абз. 2 п. 2 ст. 129 ГК) позволяет сделать вывод, что не являются исключением и те вещи, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, а значит, законодатель не исключает обе категории вещей, ограниченных в обороте. Итак, ст. 1180 распространяется на следующие ограниченные в обороте объекты гражданских прав.

(1) Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием. В зависимости от целей использования, а также по основным параметрам и характеристикам оружие бывает: а) гражданским; б) служебным; в) боевым ручным стрелковым и холодным (подробнее см. ст. ст. 1 - 5 Закона об оружии).

(а) Гражданское оружие - оружие: а) самообороны; б) спортивное; в) охотничье; г) сигнальное; д) холодное клинковое. Огнестрельное гражданское оружие должно: а) исключать стрельбу очередями и б) иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой (казачья шашка, казачья шашка кавказская, кинжал), а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутику которых определяет Правительство РФ, подробнее см. Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 "О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой" (СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 3690).

(б) Служебное оружие - а) огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж; б) огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, спецкорреспонденции. Всякое служебное оружие (как и оружие гражданское) должно: а) исключать стрельбу очередями; б) иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов; в то же время в) служебное нарезное оружие должно отличаться от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе; в свою очередь, служебное огнестрельное гладкоствольное оружие должно отличаться от гражданского оружия по следообразованию на гильзе. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации.

(в) Боевое ручное стрелковое и холодное оружие - оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение государственных военизированных организаций, а также изготавливаемое для поставок в другие государства в порядке, установленном Правительством РФ. Образцы боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, конструктивные параметры которых относительно уже принятых на вооружение аналогов не увеличивают их поражающую силу, а также холодное оружие принимаются на вооружение руководителями государственных военизированных организаций в порядке, определяемом Правительством РФ. Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством РФ. Подробнее см. Постановление Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 "Об утверждении правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях" (с изм.) (СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4790).

Согласно ст. 20 Закона об оружии граждане вправе совершать сделки с гражданским оружием, принадлежащим им на праве собственности на законных основаниях (в частности, продавать его). Дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника (одаряемого) лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия последнее до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими. Впрочем, два последних правила ст. 20 Закона об оружии едва ли соответствуют ст. 1180, которая устанавливает, что оружие наследуется на общих основаниях; что же касается лицензии, она, если быть точным, относится не к наследованию оружия (и не к возникновению у наследника права собственности в отношении оружия), а к тому, может ли наследник оставаться собственником унаследованного оружия (и, следовательно, подлежит ли возникшее у него в отношении данного оружия право собственности сохранения или принудительного прекращения) (п. 2 ст. 1180). Согласно ст. 20.1 Закона об оружии и правилам Постановления о награждении оружием граждан особый правовой режим имеет наградное оружие, которое может быть гражданским (т.е. оружием самообороны, спортивным, охотничьим, сигнальным, холодным клинковым) или боевым (короткоствольным ручным стрелковым и холодным), полученным гражданами Российской Федерации в качестве награды на основании: а) указа Президента РФ; б) постановления Правительства РФ; в) наградных документов глав и глав правительств иностранных государств; г) приказов руководителей государственных военизированных организаций. Награждение таким оружием может быть только прижизненным (не может быть посмертным). Отчуждательные сделки, а также наследование возможны только в отношении наградного гражданского и боевого холодного оружия. В отношении наградного боевого короткоствольного ручного стрелкового оружия и патронов к нему отчуждательные сделки, а также наследование не допускаются. После смерти гражданина принадлежавшее ему наградное гражданское и холодное оружие вместе с разрешением на хранение и ношение подлежит изъятию (сдаче) органом внутренних дел, поставившим это оружие на учет; данное оружие находится в органе внутренних дел до решения вопроса о его наследовании или дальнейшем использовании в соответствии с законодательством Российской Федерации (здесь также уместно замечание, сделанное выше в отношении двух последних правил ст. 20 Закона об оружии); напротив, принадлежавшее умершему наградное боевое короткоствольное ручное стрелковое оружие вместе с разрешением на хранение и ношение подлежит изъятию (сдаче) органом внутренних дел до решения вопроса о его дальнейшем использовании.

(2) Согласно ст. 1 Закона о наркотических средствах: а) наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения согласно Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.; б) психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы согласно Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.; в) прекурсоры - вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ согласно Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Согласно ст. 2 Закона о наркотических средствах и существующему Перечню наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (см. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изм.) // СЗ РФ. 1998. N 27. Ст. 3198) наркотические средства и психотропные вещества в зависимости от применяемых государством мер контроля делятся на четыре группы (списка): а) Список I - наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; б) Список II - наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; в) Список III - психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; г) Список IV - прекурсоры, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ. Как правило, данные виды деятельности осуществляются только унитарными предприятиями и государственными учреждениями. Среди требований к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, - обладание статусом юридического лица. Оборот наркотических средств и психотропных веществ из Списка I допускается только: а) в целях уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов, оборудования; б) в научных и учебных целях; в) в экспертной и оперативно-розыскной деятельности. В этих же целях, а также в медицине и в ветеринарии допускается оборот наркотических средств и психотропных веществ из Списков II и III. В Российской Федерации ограничен оборот прекурсоров из Списка IV. Оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации запрещен. Отпуск наркотических средств и психотропных веществ гражданам производится только в лицензируемых аптечных организациях и учреждениях здравоохранения. Наркотические средства и психотропные вещества из Списков II и III отпускаются в медицинских целях по рецепту на специальном бланке. Использование наркотических средств и психотропных веществ из списков II и III в медицинской деятельности частнопрактикующих врачей не допускается (п. п. 1, 2 ст. 5, ст. 10, п. п. 1 - 4 ст. 14, п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26, п. 4 ст. 31 Закона о наркотических средствах). Все это само по себе сводит на нет возможности применения в отношении наркотических средств и психотропных веществ ст. 1180.

(3) Подробнее об упоминаемых в п. 1 ст. 1180 сильнодействующих веществах (алпразолам, барбитал натрия, бенактизин (амизил) и др.) и ядовитых веществах (аконит, аконитин, альдрин и др.) см. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 930 "Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278" (с изм.) (СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4122).

(4) Наконец, другие ограниченно оборотоспособные вещи, в том числе те, которые могут принадлежать только определенному участнику (участникам) гражданского оборота. Так, согласно п. 3 ст. 15 ЗК не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации (см. Закон о Государственной границе), и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами иностранцы, апатриды и иностранные юридические лица (что ограничивает их правоспособность по сравнению с правоспособностью граждан Российской Федерации). В свою очередь, согласно ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения земельные участки из земель сельхозназначения не могут быть в собственности: а) иностранных граждан и юридических лиц; б) апатридов; в) юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, апатридов составляет более чем 50% (указанные лица могут быть только арендаторами таких земельных участков).

2. Ограниченно оборотоспособные вещи входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях (см. коммент. к ст. 1111 ГК) без какого-либо специального разрешения. Однако после наследования такой вещи и возникновения в отношении ее права собственности наследник должен получить на нее специальное разрешение (кроме случаев, когда он уже имеет такое разрешение, например из-за сходного с наследодателем профиля деятельности). Наследнику, ставшему собственником ограниченно оборотоспособной вещи, может быть выдано такое разрешение или отказано в его выдаче. Так, лицензия на приобретение конкретного вида оружия не выдается следующим категориям граждан Российской Федерации: а) не достигшим необходимого возраста (как правило, совершеннолетия); б) не представившим необходимое медицинское заключение; в) имеющим судимость за умышленное преступление; г) отбывающим наказание за совершенное преступление; д) совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления; е) не имеющим постоянного места жительства; ж) не представившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, а также другие документы (ч. 15 ст. 13 Закона об оружии). Значение специального разрешения состоит в следующем.

(1) До его получения наследник (собственник) не может пользоваться унаследованной вещью: она нуждается в охране, которую закон предусматривает для соответствующего имущества. Так, входящее в состав наследства гражданское оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими (ст. 20 Закона об оружии).

(2) Если наследник его не получает, он не может оставаться собственником унаследованной вещи. Так, если наследнику отказано в выдаче специального разрешения, его право собственности на полученное по наследству ограниченно оборотоспособное имущество подлежит прекращению на основании ст. 238 ГК. В таком случае согласно ст. 238 ГК сам наследник должен произвести отчуждение имущества в течение одного года с момента возникновения у него права собственности (или в другой установленный законом срок), иначе при наличии двух совокупных условий - заявления государственного (муниципального) органа и решения суда - имущество подлежит: а) принудительной продаже или б) передаче в государственную (муниципальную) собственность. В первом случае наследнику передается сумма от реализации, во втором - возмещается стоимость имущества, определенная судом, при этом затраты на реализацию вычитаются. Так, иностранец (апатрид), в собственности которого в результате наследования оказался земельный участок из земель сельхозназначения, обязан произвести его отчуждение в течение одного года со дня возникновения у него права собственности субъекту РФ (а в случаях, установленных законом субъекта РФ, - муниципальному образованию). В случае отчуждения такого участка иностранец (апатрид) имеет преимущественное право его аренды. Если иностранец (апатрид) не произведет в указанный срок отчуждение такого участка, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение 10 дней письменно известить об этом орган государственной власти субъекта РФ. Последний в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно об этом, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении иностранца (апатрида) к продаже участка на торгах (конкурсе, аукционе). При отсутствии желающих приобрести участок его должен приобрести субъект РФ (а в случаях, установленных законом субъекта РФ, - муниципальное образование) по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности (ст. ст. 5, 11 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Поскольку согласно п. 1 ст. 1180, адресующему к абз. 2 п. 2 ст. 129 ГК, правила ст. 1180 в принципе не исключают обе категории ограниченно оборотоспособных вещей, содержащееся в абз. 1 п. 2 ст. 1180 указание на специальное разрешение не следует отождествлять с тем специальным разрешением (лицензией), с которым в абз. 2 п. 2 ст. 129 ГК связывается только одна из двух указанных выше категорий ограниченно оборотоспособных вещей. Под специальным разрешением в абз. 1 п. 2 ст. 1180 следует понимать всякий юридический документ, легитимирующий нахождение ограниченно оборотоспособного объекта у наследника, в том числе и такого объекта, который может принадлежать лишь определенным участникам оборота. Таким специальным разрешением может стать, например, паспорт гражданина Российской Федерации, подтверждающий приобретение иностранцем (апатридом) гражданства Российской Федерации, а значит, и разрешающий ему с этого момента иметь на праве собственности земельный участок из земель сельхозназначения (объект, способный находиться в собственности только определенных участников оборота, в частности граждан Российской Федерации, - ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Итак, закон не запрещает наследовать (и на этом основании приобретать в собственность) имущество, ограниченное в обороте, в то же время он предусматривает возможность принудительного прекращения права собственности на такое имущество.

Комментарии и консультации юристов по ст. 1180 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1180 ГК РФ вы можете задать вопрос на сайте или по телефону.
Комментарии и консультации юристов даются бесплатно ежедневно с 9:00 по 21:00 по Московскому времени.
Ответы на вопросы, полученные с 21:00 по 9:00, будут даны на следующий день.

Задать вопрос юристам сайта